Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 10
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУСОШ № 10
( протокол № 1 от 30.08.2023г. )
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУСОШ № 10
___________ Г.М. Прилюбченко
30 августа 2023г.
Положение об оказании логопедической помощи в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе № 10
1. Общие положения
1.1.
Положение об организации логопедического пункта в МБОУСОШ №10,
регламентирует деятельность в части оказания логопедической помощи
учащимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи и трудности
в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе
адаптированных).
1.2.
Логопедический пункт МБОУСОШ №10 открывается по решению
администрации и при согласовании с местными органами управления
образованием,
при
наличии
соответствующих
нормативно-правовых,
материально-технических, программно-методических и кадровых условий.
1.3.
Логопедический
пункт
является
структурным
подразделением
МБОУСОШ №10. Общее руководство работой логопедического пункта
возлагается на руководителя школы.
1.4.
Руководитель школы включает в штатное расписание должность учителя-
логопеда. Предельная наполняемость логопедического пункта, из расчёта на 1
ставку 5 (6) - 12 обучающихся имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья или 20-25 школьников, имеющих
нарушения речи (в зависимости от их клинического и педагогического
диагноза).
1.5.
Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов
работы – 20 ч.). График работы составляется как в первую, так и во вторую
половину дня, в зависимости от занятости школьников.
Распределение рабочего времени учителя-логопеда осуществляется
следующим образом:
- не менее 75 % - работа с учащимися;
- не менее 15 % - консультативно-методическая работа;
- не менее 10 % - работа с документацией.
1.6.
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей
санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, предъявляемым к данным
помещениям, оборудованный с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся и состояния их здоровья. Логопедический пункт обеспечивается
специальным оборудованием согласно Приложению № 5 к инструктивному
письму М РФ № 2 от 14.12.2000 года, Приложение №1 данного положения.
При соблюдении санитарно-гигиенических условий (наличие отдельного
входа, справки о здоровье ребёнка и др.) возможно оказание платной
логопедической
2.
Цели, задачи и направления логопедической работы.
2.1. Логопедический пункт МБОУСОШ №10 создан в целях оказания помощи
обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и (или) письменной
речи.
2.2. Основными задачами логопедического пункта являются:
- организация и проведение логопедической диагностики речевого развития
2
школьников во взаимодействии с ПМПК, с целью своевременного выявления и
последующей коррекции речевых нарушений учащихся;
- организация проведения логопедических индивидуальных и групповых
занятий. Определение и реализация индивидуальной программы коррекции или
компенсации речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести,
клинической
обусловленности,
а
также
индивидуально-личностных
особенностей школьника;
- организация пропедевтической логопедической работы, по предупреждению
возникновения возможных нарушений в развитии речи и преодоление
трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ (в том числе
и
коррекционных),
включая
разработку
конкретных
рекомендаций
обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим
работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы.
2.3. Направления деятельности логопедического пункта:
- Мониторинговое (диагностическое) – создание условий для непрерывного,
научно-обоснованного,
диагностико-прогностического
слежения
за
коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей,
задач и средств их реализации.
- Коррекционно-развивающее – направлено на развитие и совершенствование
речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию
нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и
регулирующей функций речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и
синтаксическом уровнях.
- Профилактическое – создание условий для повышения профессиональной
компетентности педагогов и родителей в вопросах развития речи детей с учётом
3
их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и
возможностей
развития.
Осуществляется
через
родительские
собрания,
индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия,
логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом;
целенаправленная
дефектолога,
систематическая
педагога-психолога,
совместная
учителей
работа
и
учителя-логопеда,
родителей
(законных
представителей) по выявлению детей группы риска.
- Информационно-методическое – создание условий для освоения и внедрения
инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений,
позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом
3.
Порядок комплектования и организации деятельности логопедического
пункта
3.1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся, нуждающихся в
получении логопедической помощи, осуществляется на основании результатов
логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения
обучающегося, рекомендаций и заключений ПМПК, ППК.
3.2. Комплектование логопедического пункта осуществляется учителемлогопедом в течение учебного года по мере освобождения мест. На каждого
зачисленного,
на
логопедический
пункт
обучающегося
заполняется
соответствующая документация Приложение № 2 к Положению. Отчисление
учащихся
осуществляется
по
мере
преодоления
речевых
нарушений,
компенсации речевых особенностей конкретного школьника, собственного
желания законных представителей учащегося. Срок хранения документов
составляет 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи.
3.3. Преимуществом при зачислении на логопедический пункт пользуются
учащиеся в начальной школе, имеющие наиболее сложные формы речевой
патологии.
4
3.4. Основными формами организации логопедической работы являются
индивидуальные и подгрупповые коррекционно-речевые занятия, количество и
продолжительность которых зависят от психофизических и возрастных
особенностей школьника (не более 5 учащихся группе, от 20 до 30 минут, не
менее 2-3 раз в неделю с каждым учащимися).
3.5. Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от
степени выраженности у обучающихся речевых нарушений, их индивидуальноличностных особенностей, условий воспитания в МБОУСОШ №10 и семье. Они
могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1,5-2 и более лет.
3.6. В случаях длительного отсутствия положительной динамики ребёнок
может быть направлен учителем-логопедом, при согласии родителей (их
законных представителей), в соответствующие
учреждения
для
обследования
лечебно-профилактические
врачами-специалистами
(невропатологом,
психиатром, отоларингологом и др.) или на ПМПК для уточнения диагноза. В
случае отказа родителей от обследования и выполнения необходимых
рекомендаций, учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение
речевого дефекта и вправе отказать в дальнейших занятиях, отчислить учащегося
из логопедического пункта.
3.7. Решение о прекращении занятий с ребёнком учитель-логопед
принимает, руководствуясь степенью приближения уровня его речевого
развития к возрастным нормам. При возникающей необходимости учительлогопед оказывает консультативную помощь родителям данных детей.
4. Направления деятельности учителя-логопеда
4.1. Учителями-логопедами могут быть лица, имеющие высшее
дефектологическое образование по специальности «Логопедия».
4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется руководителем ОО в
порядке, предусмотренном законодательством.
4.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим
направлениям:
5
4.3.1.
Аналитико-диагностическая
работа
–
комплексное
логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся; сбор и
анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей;
дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов
обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции;
комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных;
составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на
каждую группу; составление расписания занятий.
4.3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на
повышение
уровня
профессиональной
деятельности
педагогов
и
осведомленности родителей (законных представителей) о задачах и специфике
логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению
успеваемости обучающихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома.
Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые
консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей
и педагогов со сменным материалом; целенаправленная систематическая
совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей
(законных представителей) по выявлению детей группы риска.
4.3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и
совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию
и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной,
коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на
фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
4.3.4. Организационно-методическая работа направлена на:
- повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда,
педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития
у обучающихся;
- повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности;
совершенствование
программно-методического
оснащения
коррекционно-логопедической деятельности.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для
учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям,
перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен
опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и
приобретение наглядного и дидактического материала.
4.4. В каникулярное время учитель-логопед:
- выявляет обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи;
6
- проводит профилактическую работу по предупреждению различных
речевых нарушений;
- ведет пропаганду логопедических знаний среди работников образования
и родителей;
- оформляет необходимую документацию;
- готовит наглядный и дидактический материал.
4.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых
особенностей обучающихся при совместной работе всех участников
образовательного процесса (административных и педагогических работников
ОО,
родителей
(законных
представителей),
которая
предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность осуществляется через организацию
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и
руководящих работников ОО;
информационных стендов.
4.6. На консультативную работу отводятся 2 часа.
4.7. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом:
методическая, подготовительная, организационная, иная.
5. Права и обязанности учителя-логопеда
5.1. Учитель-логопед обязан:
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетентности;
- нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего
обучения;
- ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом
ребенка и индивидуально-образовательным маршрутом;
вести
необходимую
документацию,
предусмотренную
настоящим Положением;
- способствовать формированию общей культуры личности, социализации
обучающихся;
- обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий
требованиям государственного образовательного стандарта;
7
- строго соблюдать принципы педагогической этики;
- выполнять распоряжения администрации ОО;
- выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период
образовательной деятельности;
- осуществлять систематическую связь с заместителем директора по УР и
классными руководителями обучающихся, имеющих речевые нарушения,
посещает уроки с целью выработки правильного речевого режима в классе.
5.2. Учитель-логопед имеет право:
- на защиту профессиональной чести и достоинства;
- определять приоритетные направления работы с учетом конкретных
условий ОО;
- формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми.
Выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном
проведении различных видов работ;
- знакомиться с документаций ОО;
- повышать квалификацию;
- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую
квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения
аттестации;
- для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены
все льготы и преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного
обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о логопедической помощи является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете ОО и утверждается
(либо вводится в действие) приказом руководителя ОО.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1
настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
8
7. Документация логопедического пункта МБОУСОШ № 10
7.1. Инструктивное письмо № 2 «Об организации работы логопедического
пункта общеобразовательного учреждения» Министерства образования
РФ от 14.12.2000г.
7.2. Должностная инструкция учителя-логопеда.
7.3. Положение об организации работы школьного логопедического
пункта.
7.4. Паспорт кабинета школьного логопедического пункта.
7.5. Рабочие программы коррекционно-развивающих логопедических
занятий для обучающихся разных психолого-педагогических и речевых
развитий.
7.6. Годовой план работы учителя – логопеда на текущий учебный год.
7.7. Годовой
план
консультативно-методической
работы
с
педагогическим коллективом МБОУСОШ №10.
7.8. Годовой план консультативно-методической работы с родительским
коллективом МБОУСОШ №10.
7.9. Методические пособия учителя логопеда.
7.10.Журнал учёта консультаций, открытых занятий и школьных
мероприятий (учёт проведённых консультативных форм работы).
7.11. Журнал комплектования учащихся на логопедическом пункте при
МБОУСОШ №10.
Включает:
- списки учащихся, нуждающихся в коррекционной (логопедической)
помощи;
- списки учащихся с ограниченными возможностями здоровья и
результатами обследования на ПМПК;
- копии приказов о комплектовании логопедического пункта;
9
7.12. Сводные таблицы по итогам мониторинговых исследований,
отражающих качественный анализ состояния речевого развития детей;
7.13. Логопедические карты учащихся заполняются в соответствии с
речевыми диагнозами обучающихся. В них отражены результаты первичной
логопедической
диагностики,
мониторинга
коррекционной
работы
промежуточного (1 раз в учебном году) и итогового обследования, с указанием
даты ввода и окончания занятий.
7.14. Согласие
родителей
на
логопедическое
(дефектологическое)
обследование ребенка.
7.15. Заявление от родителей (законных представителей) учащихся, для
организации коррекционно-развивающих логопедических занятий.
7.16. Журнал учёта посещаемости индивидуальных и подгрупповых
занятий на логопедическом пункте при МБОУСОШ №10.
7.17. Индивидуальные логопедические тетради для логопедических
занятий (как результат взаимодействия учителя-логопеда с родителями
учащихся);
7.18. Отчёты работы учителя – логопеда МБОУСОШ №10, за каждый
учебный год.
Приложение №1
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
10
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда,
зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала
и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей;
рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом,
канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать
приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими
играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного
пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых
потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное,
многопрофильное
модульное
оборудование,
направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и
творческих возможностей детей.
2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется
предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционноразвивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала
и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей;
рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом,
канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать
мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий,
приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными
пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.
При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное,
многопрофильное
модульное
оборудование,
направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и
11
творческих возможностей обучающихся.
Приложение №2
12
ДОКУМЕНТАЦИЯ НА КАЖДОГО ЗАЧИСЛЕННОГО
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ПУНКТА.
1. Логопедическая карта учащегося.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ
Фамилия, имя, отчество ___________________________________
______________________________________________________________
Возраст ______________________________________________
Произносительная сторона речи
1. Степень разборчивости речи:
• Речь невнятная, малопонятная для окружающих __________
• Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная ____
______________________________________________________
• Разборчивость речи не нарушена ________________________
Темп речи (норма, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)
______________________________________________________
Ритм речи (норма, растянутый, скандированный, зависит от проявления:
гиперкинезов)__________________________________
Дыхание
(свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)
• Физиологический вдох (глубокий, недостаточный,
прерывистый) _____________________________________________
короткий,
• физиологический выдох (продолжительный, укороченный, наличие
гиперкинезов: ригидность) ___________________________
• Дифференциация носового и ротового выдоха ____________
• Наличие нижне-диафрагмального дыхания _______________
13
• Речевой выдох (короткий, прерывистый, достаточный, наличие
гиперкинезов, ригидность) _______________________________
Голос
• N (сильный, звонкий) _________________________________
• Недостаточная сила голоса, слабый, тихий, истощающийся по мере
говорения __________________________________________
• Отклонения тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный,
прерывистый, дрожащий, гипоназализованный, гиперназализованный, носовая
эмиссия) _________________________
• Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (голос
маломодулированный или немодулированный, монотонный)
___________________________________________________________
Синхронность дыхания, голосообразования и артикуляции (N,
нарушение) _________________________________________________
Строение и подвижность органов артикуляции
Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата
(спастический
пар,
ригидность,
гиперкинезы,
атаксия,
ап-раксия)
___________________________________________________
Лицевая мускулатура
• Гипомимия __________________________________________
• Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония, N)
_________________________________________________
• Сглаженность носогубных складок ______________________
• Оральные синкинезии _________________________________
• Тремор подбородка ___________________________________
• Асимметрии _________________________________________
• Гиперкинезы ________________________________________
• Ригидность __________________________________________
14
Губы
(толстые, тонкие, М) ___________________________________
• Тонус (гипертонус, гипотонус, дистония, N) ______________
• Подвижность (малоподвижные, подвижные) ______________
• Наличие расщелин или послеоперационных рубцов ________
Зубы
• Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов, нарушения
зубного ряда, протезы, N __________________________
• Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения,
правильный) ______________________________________
Твердое нёбо (готическое, низкое, наличие расщелины
послеоперационных рубцов, N) _______________________________
или
Мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина
или
послеоперационные
рубцы,
субмикозная
щель,
увуля)
_______________________________________________________
Язык (толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная
подъязычная связка) _____________________________
• Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)
• Гиперкинезы, тремор _________________________________
• Девиация (отклонение) языка вправо/влево
• Посинение кончика языка _____________________________
Объем артикуляционных движений языка (строго
неполный, полный) _____________________________________
ограничен,
• Язык не выводится из полости рта ______________________
• Верхний подъем ______________________________________
• Боковые отведения (повороты вправо/влево)
• Пощелкивание _______________________________________
• Облизывание губ _____________________________________
15
• Умение удержать артикуляционную позу ________________
• Способность к переключению __________________________
Гиперсаливация ______________________________________
Жевание (не жует твердую пищу, затруднено, N)
Глотание (поперхивается, не нарушено)
Фонетико-фонематический строй речи
С
Ш
Р
К
Й
П
А
О
С'
Ж
Р'
Г
Ф
Б
Э
у
З
Ч
Л
Х
В
Т
Ы
З'
Щ
Л'
М
Д
И
Ц
Н
Нарушение звукопроизношения
1. Сформирован недостаточно (пропуски, искажения) _______
• Усредненность гласных (нарушена лабиализация) _________
• Недостаток произношения звонких согласных ____________
• Недостаток произношения глухих согласных _____________
• Недостаток произношения мягких согласных _____________
• Недостаток произношения твердых согласных (палатализация)
____________________________________________________
Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении
речевой нагрузки наблюдается общая смазаннасть речи.
Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной
нормы.
16
Нарушение дифференциации звуков _______________________
Заключение _________________________________________________
______________________________________________________________
Рекомендации _______________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________
2. Согласие родителей на логопедическое (дефектологическое) обследование
ребенка.
Директору МБОУСОШ №10
Г. М. Прилюбченко
от _______________________________
_________________________________,
паспорт ___________№_____________
17
дата выдачи_______________________
кем______________________________
_________________________________
_________________________________
(контактный телефон)
Согласие на логопедическое (дефектологическое) обследование ребенка
Я,________________________________________________________________________________
_,
(Ф.И.О. заявителя)
являясь
родителем
представителем)_________________________________________________
(законным
____________________________________________________________________________года
рождения,
(Ф.И.О. учащегося)
даю согласие на проведение логопедического (дефектологического) обследования моего ребенка на
базе логопедического пункта МБОУСОШ №10, поселок Ерик.
Настоящее согласие дано мной ______________________ и действует на время пребывания
моего
(дата)
ребенка в МБОУСОШ №10.
«___»___________202___год
___________/________________/
(подпись)
(расшифровка)
18
3. Заявление от родителей для организации
развивающих логопедических занятий.
коррекционно-
Директору МБОУСОШ №10
Г. М. Прилюбченко
от _______________________________
_________________________________,
_________________________________
(контактный телефон)
Заявление
Я,_________________________________________________________________________
_,
(Ф.И.О. заявителя)
являясь
родителем
представителем)_________________________________________
(законным
_____________________________________________________________________года
рождения,
(Ф.И.О. учащегося)
учащейся/ учащегося _____ «___» класса, прошу организовать для моего
ребенка
коррекционно-развивающие логопедические занятия в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого - педагогического консилиума/
(нужное подчеркнуть)
учителя - логопеда.
«___»___________202___год
___________/________________/
(подпись)
(расшифровка)
19
4. Индивидуальные логопедические тетради учащихся.
- Титульный лист.
ТЕТРАДЬ
для логопедических занятий
УЧЕНИКА_____________ КЛАССА _____________
МБОУСОШ №10 п. Ерик
_____________________________________________
- Правила пользования логопедической тетрадью.
Учитель – логопед:
Правила пользования логопедической тетрадью.
Звягинцева Василина Владимировна
1. Тетрадь
необходимо приносить на каждое логопедическое занятие.
2. Приучайте ребенка бережно относится к тетради: не рвать, не мять,
не загибать листы.
3. Домашние задания вклеиваются в четверг-пятницу. Их необходимо
выполнять по 15-20 минут в день. Если задания для ребенка очень
сложны, разделите их на несколько дней.
4. Все задания необходимо начинать с артикуляционной гимнастики!
5. Не выполняйте домашние задания за ребенка, делайте их вместе с ним.
6. Если Вам сегодня ничего не написали – необходимо повторить, что
было задано до этого.
20
7. Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку
ничего не сможет помешать.
8. Не употребляйте слово «НЕПРАВИЛЬНО», поддерживайте все
начинания ребенка. Хвалите даже за незначительные успехи!
Не откладывайте на завтра то,
что можно сделать сегодня!
Терпения вам и успехов!
- Памятка для родителей по артикуляционной гимнастике.
Памятка для родителей по артикуляционной гимнастике (для языка).
1. Упражнения выполняются перед зеркалом в игровой форме.
2. Упражнения выполняются медленно, по мере закрепления навыка выполнения
темп увеличивается.
3. Занятия артикуляционной гимнастики должны проводиться 1-3 раза в день в
течение 5-7 минут. Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя
чувствует.
4. Если у ребёнка не получается какое-либо упражнение, вы можете помочь ему
чистыми пальцами, обернув их носовым платком.
- Сигнальная табличка.
Звуки, требующие формирования и коррекции
п
пь
т
ть
ф
фь
б
бь
д
дь
в
вь
м
мь
н
нь
л
ль
г
гь
к
кь
х
хь
й
с
сь
з
зь
ц
ш
ж
щ
ч
р
рь
изолированно
в словах
изолированно
в словах
постановка звука
⃝ - автоматизация звука
⃝-
21
⃝-
дифференциация звука
- Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика
выполнять перед каждым домашним заданием
Название
упражнения
Улыбочка
Способ выполнения упражнения
Растянуть губы в улыбке. Губы сомкнуты, зубы
сомкнуты
Трубочка
Вытянуть губы вперед (зубы сжаты)
Трубочка улыбочка
Чередовать упражнения «Трубочка» и «Улыбочка»
Лопаточка
Широкий плоский кончик языка положить на нижнюю
губу, сказав один раз «пя». Язык не должен двигаться.
Рот чуть-чуть приоткрыт.
Иголочка
Сделать узкий кончик языка, ребенку объяснить, как
будто хочешь дотянуться до стола. Язык не должен
двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт.
Лопаточка –
иголочка
Чередуем упражнение «лопаточка» и упражнение
«иголочка»
Чистим зубы
Открыть широко рот, улыбнуться, показать зубы. Затем
кончиком языка «чистить зубы» изнутри, двигая им
вправо и влево (сначала нижние зубы, затем верхние).
Губы улыбаются все время, нижняя челюсть не
двигается.
Часики
Приоткрыть рот, высунуть язык и двигать им вправовлево от одного угла рта до другого.
Качели
Больной пальчик
Задуй свечку!
Широко открыть рот, высунуть язык и двигать им от
верхних зубов к нижним зубам. Нижняя челюсть не
двигается, зубы не прикусывают язык.
Положить широкий плоский кончик языка между
губами (то есть губы слегка придерживают кончик
языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по
середине языка через маленькую щель между языком и
верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий
плавный выдох. Щеки не надуваются.
Положение языка и губ, как в предыдущем
упражнении. Резко подуть на 2 пальчика («свечку»).
Делать 1 глубокий вдох и 2-3 резкий сильных выдоха.
Щеки не надуваются.
Время выполнение
Удерживать такое
положение на счет
до 10.
Удерживать такое
положение на счет
до 10.
Чередовать 5 раз –
«трубочка», 5 раз –
«улыбочка»
Удерживать такое
положение на счет
до 10.
Повторить 2-3 раза.
Удерживать такое
положение на счет
до 10.
Повторить 2-3 раза.
Чередовать: 5 раз –
лопаточка, 5 раз –
иголочка
Повторить по 5-6
движений в каждую
сторону
Повторить по 5-6
движений в каждую
сторону.
Повторить по 5-6
движений в каждую
сторону.
Повторить 2-3 раза
Повторить 2 -3 раза.
22
Горка
Лошадка
Грибок
Гармошка
Футбол
Широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы.
Кончиком языка упереться в нижние зубы. Спинка
языка поднимается вверх. Язык твердый, не
«вываливается» за зубы.
Приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать
языком. Стараться не двигать нижней челюстью.
Язык присосать к небу (как в упражнении «Лошадка»
перед цоканием)
Сделать упражнение «Грибок». Двигать нижней
челюстью вверх-вниз.
Упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а
зубы раздвинуты). Затем упереться в другую щеку.
Удерживать в таком
положении на счет до
10.
Повторить 2-3 раза.
Повторить 10 раз
Удерживать на счет до
10.
Повторить 2-3 раза
Повторить 5-6 раз.
Повторить по 2-4 раза с
левой и правой щекой.
Приложение к
23
Положению об оказании
логопедической помощи в
МБОУСОШ № 10
Лист ознакомления
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Ф.И.О.
дата
роспись
24