АООП НОО ОВЗ ЗПР 2023-24 год

Краснодарский край Апшеронский район п. Ерик
(территориальный, административный округ (город, район, посёлок))

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУСОШ №10
протокол №1 от «30» августа 2023
______________Г.М.Прилюбченко
«30» августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯС ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
(ВАРИАНТ 7.1)
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
(полное наименование

средней общеобразовательной школы № 10
образовательного учреждения)

Краснодарский край, Апшеронский район, п. Ерик, ул.Школьная,18
(адрес образовательного учреждения)

Апшеронский район
(муниципальное образование)

2023

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Целевой раздел ......................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ............................................................................. 3
1.2. Планируемые
результаты освоения обучающимися с ЗПР

адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования ................................................................................. 9
1.3. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования ............................................12

2. Содержательный раздел………………………………………….….....16
2.1. Федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов

(в

том числе внеурочной деятельности), учебных модулей;
2.2. Программа формирования универсальных учебных действий .............. 16
2.3. Направление и содержание программы коррекционной работы ............ 16
2.4. Программа воспитания ……………………………………………………16
Организационный раздел…………………………………………………20
3.1. Учебный план ......................................................................................... 20
3.2. Учебный план внеурочной деятельности .............................................. 20
3.3. Система
условий
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития ................................ 26
3.3.1. Кадровые условия .............................................................................. 27
3.3.2.Материально-технические условия………………………………...….29

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее
- АООП НОО обучающихся с ЗПР) МБОУСОШ № 10 - это образовательная
программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию. В связи с изменениями в законодательстве и по мере
накопления практического опыта работы в АООП НОО обучающихся с ЗПР
могут вноситься изменения и дополнения в установленном порядке.
АООП НОО обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с
требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования (далее - ФГОС НОО), утвержденных
приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009 г.
(зарегистрирован приказом Министерства юстиции РФ №15785 от 22 декабря
2009 г.), Федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ),
утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ №1598 от 19
декабря 2014 г. (зарегистрирован приказом Министерства юстиции РФ
№35847 от 03 февраля 2015 г.), на основе федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ от 24
ноября 2022 г. № 1023). В основу разработки АООП НОО обучающихся с
ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Целью
реализации
адаптированной
основной
общеобразовательной программы школы является: обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
(далее
ОВЗ).
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих
основных задач:
 формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие
творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся с ЗПР;
 достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО для
обучающихся с ЗПР, целевых установок, приобретение знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными потребностями и
3

возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями
развития и состояния здоровья;
 становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с
обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития;
 создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
 обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
 обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
 выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
ЗПР через организацию их общественно полезной деятельности,
проведения
спортивно-оздоровительной
работы,
организацию
художественного творчества с использованием системы клубов, секций,
студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других
соревнований;
 использование
в
образовательном
процессе
современных
образовательных технологий деятельностного типа;
 предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной
самостоятельной работы;
 участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды;
 включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города).
Принципы
и
подходы
к
формированию
АООП
АООП НОО обучающихся с ЗПР обеспечивает жизнедеятельность,
функционирование и развитие МБОУСОШ № 10 в соответствии с основными
принципами государственной политики РФ в области образования,
изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ», а
именно:
 гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
4

 единство федерального культурного и образовательного пространства,
защита и развитие системой образования национальных культур,
региональных культурных традиций и особенностей в условиях
многонационального государства;
 общедоступность образования, обеспечивает возможность овладения
обучающимися с задержкой психического развития всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и
приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
 обеспечение условий для самоопределения личности, для ее
самореализации,
творческого
развития;
принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненныеситуации, что обеспечит готовность обучающегося к
самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире;
 принцип сотрудничества с семьей.
Общая
характеристика
АООП
НОО
обучающихся
с
ЗПР
ФАОП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) разработана в
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к ее структуре,
условиям реализации и результатам освоения.
Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1), представляет собой
адаптированный вариант ФОП НОО. Адаптация программы предполагает
введение программы коррекционной работы, ориентированной на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и
поддержку в освоении ФАОП НОО (вариант 7.1), требований к результатам
освоения программы коррекционной работы ФАОП НОО для обучающихся с
ЗПР. Обязательными условиями реализации ФАОП НОО для обучающихся с
ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося,
согласованная работа педагогических работников, реализующими программу
коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе
рекомендаций ПМПК, ИПРА.
Определение варианта ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР
осуществляется на основе заключения ПМПК, сформулированного по
5

результатам его комплексного психолого-педагогического обследования, с
учетом ИПРА (при наличии).
ФАОП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к
моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого
возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции,
проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и
признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной
категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической
недостаточности ЦНС, выражающиеся в повышенной психической
истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и
устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо
перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в
разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных
представлений,
зрительно-моторной
координации,
фонетикофонематического развития, нейродинамики, но при этом наблюдается
устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с
ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения
психического развития, определяют особую логику построения учебного
процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования.
Наряду с этим современные научные представления об особенностях
психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить
образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ 1, так и
специфические.
К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования сразу же
после выявления первичного нарушения развития;
 выделение
пропедевтического
периода
в
образовании,
обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
 получение
начального
общего
образования
в
условиях
образовательных организаций общего или специального типа, адекватного
образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
ребенка с педагогами и соучениками;

6

 психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего
за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1),
характерны следующие специфические образовательные потребности:
 адаптация основной общеобразовательной программы начального
общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического
развития;
 обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния центральной
нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов
обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса и др.);
 комплексное
сопровождение,
гарантирующее
получение
необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на
коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи,
направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития,
формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и
поведения;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний,
умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы
("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих
как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития);
 учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей,
обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в
образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
 профилактика и коррекция социокультурной и школьной
дезадаптации;
 постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования
и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и
динамики психофизического развития;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями
самостоятельно;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение
интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений
в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
7

 постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения;
 развитие
и
отработка
средств
коммуникации,
приемов
конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого
поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на
формирование способности к самостоятельной организации собственной
деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения
запрашивать и использовать помощь взрослого;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации
(сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для
формирования
социально
активной
позиции,
нравственных
и
общекультурных ценностей).
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися
с задержкой психического развития адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
149.1. Самым общим результатом освоения АООП НОО обучающихся с
ЗПР должно стать полноценное начальное общее образование, развитие
социальных (жизненных) компетенций.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
149.2. Результаты освоения программы коррекционной работы
отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций,
необходимых
для
решения
практико-ориентированных
задач
и
обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в
различных средах:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима
посторонняя помощь для ее разрешения, с ситуациями, в которых решение
можно найти самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе;
в умении написать при необходимости сообщение, правильно выбрать
адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую
проблему.
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни, проявляющееся:
в расширении представлений об устройстве домашней жизни,
разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения
окружающих в быту предметов и вещей;
8

в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать
посильное участие;
в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя
ответственность в этой деятельности;
в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими
детьми;
в умении ориентироваться в пространстве школы, ориентироваться в
расписании занятий;
в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников в
школе, овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации обучающегося в
ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых
обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения
цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:
в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия
обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей,
расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения
опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности
окружающей предметной и природной среды;
в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест
за пределами дома и школы;
в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту
обучающегося;
в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;
9

в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и
ходом собственной жизни в семье и в школе;
в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы;
в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании
собственной результативности;
в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;
в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей;
в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться
своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:
в знании правил поведения и социальных ритуалов, умении их адекватно
использовать в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с
близкими в семье; с педагогическими работниками и обучающимися в школе;
со знакомыми и незнакомыми людьми;
в умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от
нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство,
благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и
ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта.
149.3. Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО
должны отражать:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться
в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах
и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать
вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
10

овладение эффективными способами учебно-познавательной и
предметно-практической деятельности;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах
предметно-практической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия;
определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех
этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах
деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения
ФАОП НОО (вариант 7.1) предметные, метапредметные и личностные
результаты;
сформированные в соответствии ФАОП НОО (вариант 7.1) УУД.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в
соответствии с его потенциальными возможностями и особыми
образовательными потребностями.
1.3. Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает
комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести
оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования:
личностных, метапредметных и предметных.
Оценка результатов освоения обучающимися АООП НОО обучающихся с
ЗПР (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в
соответствии с требованиями ФГОС НОО и соответствует системе оценки
достижений Основной образовательной программы начального общего
образования МБОУ СОШ № 10.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей и
промежуточной аттестации освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР в иных
формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой
(по итогам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР) аттестации
обучающихся с ЗПР включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей обучающихся с ЗПР;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов
общего хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
11

адаптирование инструкции с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на
короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости,
она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с
четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с
ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому
оформлению и др.);
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей
(привлечение внимания, - концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога,
создание ситуаций, приводящих к эмоциональномутравмированию ребенка.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых
результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает
оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО
обучающихся с ЗПР, осуществляется в полном соответствии с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения
обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно
опираться на следующие принципы:
- дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
- динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений
психического и социального развития, индивидуальных способностей и
возможностей обучающихся с ЗПР;
-

12

единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в
освоении содержания АООП НОО обучающихся с ЗПР, что сможет
обеспечить объективность оценки.
Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса
образования обучающихся с ЗПР, самым тесным образом взаимосвязаны и
касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки
результатов освоения программы коррекционной работы.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов
освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает
наличие положительной динамики обучающихся в интегративных
показателях, отражающих успешность достижения образовательных
достижений и преодоления отклонений развития.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы может осуществляться с помощью мониторинговых
процедур.
Мониторинг,
обладая
такими
характеристиками,
как
непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие
обратной
связи,
позволяет
осуществить
не
только
оценку достижений планируемых результатов освоения обучающимися
программы коррекционной работы, но и вносить (в случае необходимости)
коррективы в ее содержание и организацию. В целях оценки результатов
освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы
целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую,
текущую и финишную диагностику.
Стартовая диагностика позволяет наряду с выявлением индивидуальных
особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся,
выявить исходный уровень развития интегративных показателей,
свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на
учебнопознавательную деятельность и повседневную жизнь.
Текущая диагностика используется для осуществления мониторинга в
течение всего времени обучения обучающегося на начальной ступени
образования. При использовании данной формы мониторинга можно
использовать экспресс-диагностику интегративных показателей, состояние
которых позволяет судить об успешности (наличие положительной динамики)
или
неуспешности
(отсутствие
даже
незначительной
положительной динамики) обучающихся с ЗПР в освоении планируемых
результатов овладения программой коррекционной работы. Данные
экспрессдиагностики выступают в качестве ориентировочной основы для
определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной
программы коррекционной работы или внесения в нее определенных
корректив.
Целью финишной диагностики, приводящейся на заключительном этапе
(окончание учебного года, окончание обучения на начальной ступени
школьного образования), выступает оценка достижений обучающегося с ЗПР
-

13

в соответствии с планируемыми результатами освоения, обучающимися
программы коррекционной работы.
Организационно-содержательные характеристики стартовой, текущей и
финишной диагностики разрабатывает образовательная организация с учетом
типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их
индивидуальных особых образовательных потребностей.
Для оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы
коррекционной работы используется метод экспертной оценки, который
представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы
специалистов (экспертов). Данная группа экспертов, в рамках деятельности
школьного психолого-медико-педагогического консилиума, объединяет всех
участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и
тесно контактирует с обучающимся. Задачей такой экспертной группы
является выработка общей оценки достижений, обучающегося в сфере
социальной (жизненной) компетенции, которая обязательно включает мнение
семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в социальной
(жизненной) компетенции служит анализ изменений его поведения в
повседневной жизни - в школе и дома.
Для полноты оценки достижений планируемых результатов освоения
обучающимися программы коррекционной работы, следует учитывать
мнение родителей (законных представителей), поскольку наличие
положительной динамики обучающихся по интегративным показателям,
свидетельствующей об ослаблении (отсутствии ослабления) степени влияния
нарушений развития, на жизнедеятельность обучающихся, проявляется не
только в учебно-познавательной деятельности, но и повседневной жизни.
В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах
освоения программы коррекционной работы обучающегося в случае согласия
родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное
психолого-медикопедагогическое обследование для получения необходимой
информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание
программы коррекционной работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной
работы не выносятся на итоговую оценку.

14

2.Содержательный раздел
2.1, 2.2 Федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных
курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, программа
формирования УУД соответствуют требованиям в ФГОС НОО и ФОП НОО.
2.3.Направление и содержание программы коррекционной работы
Содержание программы коррекционной работы для каждого
обучающегося определяется с учетом его особых образовательных
потребностей на основе рекомендаций ПМПК, индивидуальной программы
реабилитации.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы
комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция
недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии
обучающихся, их социальная адаптация.
Направления и содержание программы коррекционной работы
осуществляются во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Объем и
содержание определяются в зависимости от образовательных потребностей
обучающихся.
Данная программа предназначена для сопровождения учащихся с ЗПР в
школе и обеспечивает:
• выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
• создание адекватных условий для реализации особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
•
осуществление
индивидуально-ориентированного
психологомедикопедагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их
особых образовательных потребностей;
• оказание помощи в освоении обучающимися АООП НОО обучающихся с
ЗПР;
• возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков,
адекватного учебного поведения, взаимодействия с взрослыми и детьми,
формированию представлений об окружающем мире и собственных
возможностях.
Цель программы: создание системы комплексной помощи обучающимся с
ЗПР в освоении АООП НОО обучающихся с ЗПР, коррекция недостатков в
физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их
социальная адаптация.
Задачи программы:
- определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- повышение возможностей обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО
обучающихся с ЗПР и интегрировании в образовательный процесс;
- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в
образовательно-воспитательном процессе;
15

создание и реализация условий, нормализующих анализаторную,
аналитикосинтетическую и регуляторную деятельность на основе
координации педагогических, психологических и медицинских средств
воздействия в процессе комплексной психолого-медико-педагогической
коррекции;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР
консультативной и методической помощи по медицинским, социальным,
психологическим, правовым и другим вопросам.
Программа коррекционной работы на ступени начального общего
образования обучающихся с ЗПР включает в себя взаимосвязанные
направления, отражающие ее основное содержание:
1. Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и
здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для
овладения ими содержанием АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью
выявления их особых образовательных потребностей:
- развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении
содержанием образования и потенциальных возможностей;
- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
- определение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении
АООП НОО обучающихся с ЗПР;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и
корректировки коррекционных мероприятий.
2.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
организацию
мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции
недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания
образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- разработка оптимальных для развития обучающихся с ЗПР групповых и
индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приѐмов
обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- формирование в классе психологического климата комфортного для всех
обучающихся;
- обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом;
- повышение мотивации к школьному обучению;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых
занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений
развития обучающихся;
-

16

развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и
коррекцию его поведения;
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие
познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное
развитие;
- социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных
условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении АООП НОО обучающихся с
ЗПР, консультирование специалистов, работающих с детьми, их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических
условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации
обучающихся с ЗПР.
Консультативная работа включает:
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению
проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном
взаимодействии конкретных обучающихся;
- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных
вопросов воспитания и оказания возможной помощи обучающимуся в
освоении общеобразовательной программы.
4.
Информационно-просветительская
работа
предполагает
осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и
родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления
процесса обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, взаимодействия с
педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями)
и др.
Информационно-просветительская работа включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий обучающихся;
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов; психологическое просвещение педагогов с целью повышения их
психологической компетентности;
- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них
элементарной психолого-психологической компетентности.
-

Реализация
программы
коррекционной
работы
предполагает
функционирование
системы
комплексного
психолого-медикопедагогического сопровождения и поддержки обучающихся с ЗПР,
включающую:
комплексную психолого-педагогическую диагностику;
мониторинг динамики развития, успешности освоения АООП НОО
обучающихся с ЗПР;
17

проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
направленных на улучшение предметных и достижение метапредметных и
личностных результатов образования.
Разработка, корректировка и обсуждение результатов реализации
программы коррекционной работы осуществляется на заседаниях психологомедико-педагогического консилиума.
Механизм взаимодействия в разработке и реализации
коррекционных мероприятий
Основными механизмами реализации программы коррекционной
работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов
школы, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение учебнообразовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее
профессиональное взаимодействие школы с внешними ресурсами
(организациями различных ведомств, другими институтами общества).
1.
Взаимодействие специалистов школы предусматривает:
многоаспектный анализ психофизического развития обучающего с ЗПР;
комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем
обучающегося с ЗПР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с
учетом уровня психического развития;
разработку ИПС обучающегося с ЗПР (далее - ИПС).
2.
Социальное партнерство предусматривает:
сотрудничество с образовательными организациями и другими
ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития,
социализации, здоровьесбереженияобучающихся с ЗПР;
сотрудничество со средствами массовой информации;
сотрудничество с родительской общественностью.
Корректировка коррекционных мероприятий
При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР
содержания АООП НОО обучающихся с ЗПР педагоги, осуществляющие
психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить
структуру
программы
коррекционной
работы
соответствующим
направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента
преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных
стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и
обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на
комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью
выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР
осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный
психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную
подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования.
Предпочтительно наличие специалиста в штате Организации. При
необходимости Программу коррекционной работы может осуществлять
18

специалист, работающий в иной организации (Центре психологопедагогической коррекции и реабилитации, ПМПК и др.).
Программа коррекционной работы разрабатывается МБОУ СОШ №10
самостоятельно в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учётом
АООП НОО обучающихся с ЗПР 2.
2.4. Программа воспитания.
Программа
воспитания
разрабатывается
МБОУСОШ
№10
самостоятельно в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом
АООП НОО обучающихся с ЗПР.
3.Организационный раздел
3.1.Учебный план
Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы
соответствуют ФГОС НОО.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную
работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в
зависимости от его потребностей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 10 п. Ерик
Апшеронского района Краснодарского края
для обучающихся 2-а, 3-а, 3-б, 4-а, 4-б классов, имеющих задержку
психического развития, реализующий федеральный государственный
образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья начального общего образования
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи образовательной организации
Цель: обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Достижение поставленной цели при разработке и реализации
образовательным учреждением учебного плана для учащихся 2-а класса,
имеющих задержку психического развития, реализующего федеральный
государственный образовательный стандарт для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья начального общего образования
предусматривает
решение
следующих
основных
задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
2

Закон РФ «Об образовании», ст. 12.6.
19

социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых
установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с
обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Ожидаемые результаты
Достижение
уровня
элементарной
грамотности,
овладение
универсальными учебными умениями и формирование личностных качеств
обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Реализуемые основные общеобразовательные программы
 Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1). Программа разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного
стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утверждённого
приказом Минобрнауки
России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
в соответствии с федеральной адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР.
Срок реализации программы 4 года.
Нормативная база для разработки учебного плана
Учебный план
для учащихся 2-а класса, имеющих задержку
психического развития, реализующий федеральный государственный
образовательный
стандарт
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья начального общего образования разработан на
основе федеральных нормативных документов:
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об
20

утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
 Федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ (приказ от 24 ноября 2022
г. № 1023) – ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР вар. 7.1
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования (приказ Министерства
образования и науки РФ от 22.03.2021г. №115);
 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля
2015 г. N 26).
Режим функционирования образовательной организации
Организация образовательного процесса регламентируется календарным
учебным графиком. Режим функционирования устанавливается в
соответствии с СанПин 2.4.2.3286-15 и Уставом МБОУСОШ № 10.
Продолжительность учебного года составляет:
2, 3,4 классы – 34 учебные недели;
Продолжительность учебных периодов, сроки и продолжительность
каникул
Учебный
период

I четверть
II
четверть
IIIчетверт
ь
IVчетвер
ть
Итого

Сроки
учебных
периодов

I
полугодие

01.09.-27.10
07.11.-29.12

Колич
ество
учебн
ых
недель
8
8

II
полугодие

09.01.-22.03

11

01.04.-25.05

7

Каникулы

Сроки
каникул

Количество
дней

Выход
на
занятия

Осенние
Зимние

28.10-06.11
30.12-08.01

9
9

07.11.22
09.01.23

Весенние

23.03-31.03

9

01.04.23

27 дней

34
недели
Летние

Продолжительность учебной недели в 2-4 классах – 5 дней.
Максимально допустимая нагрузка обучающихся:
21

98

2-4 классы – 23 часа;
Режим начала занятий, расписание звонков
1смена
2а, 3б классы
1 урок 8.00 - 8.40
2 урок 8.45 - 9.25
3 урок 9.40 – 10.20
4 урок 10.30 - 11.10
5 урок 11.20 - 12.00
6 урок 12.10 - 12.50

2 смена
3а, 4а, 4б классы
1 урок - 13.00 – 13.40
2 урок - 13.55 - 14.35
3 урок - 14.45 – 15.25
4 урок - 15.35 – 16.15
5 урок - 16.20 – 17.00
6 урок - 17.05 – 17.45

Перерыв между обязательными и факультативными занятиями не менее 45
мин.
Требование к затратам времени на выполнение домашних заданий (по
всем предметам) по классам:
- в 2-3 классах - 1,5 ч;
- в 4 классе - 2 ч.
Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации
учебного плана
Изучение учебных предметов федерального компонента организуется с
использованием учебников, включенных в Федеральный перечень (приказ
Минобрнауки от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
Особенности учебного плана
Учебный план
для учащихся 3-4 классов, имеющих задержку
психического развития, реализующий федеральный государственный
образовательный
стандарт
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья начального общего образования обеспечивает
введение в действие и реализацию требований
федерального
государственного образовательного
стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем обучающихся,
состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам
обучения).
Региональная специфика учебного плана
Региональной спецификой учебного плана является ведение учебного
предмета «Кубановедение» в объёме 1 час в неделю в 3 классе, во 2-х, 4-х
классах в формате внеурочной деятельности.
В 4 классе введён курс ОРКСЭ с реализацией модуля ОПК в объёме 1 час
в неделю.
22

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса
Особенности
изучения
отдельных
предметов.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа
жизни входит в содержание курса «Окружающий мир» на всей ступени
обучения, а так же реализуется во внеурочной деятельности (комплекс
воспитательных мероприятий «Безопасные дороги Кубани»)) на всей ступени
обучения.
«Информатика
и
информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)» изучаются в 3-4-х классах в качестве учебного модуля в рамках
учебного предмета «Технология».
Учебные предметы «Искусство» (музыка и ИЗО) и «Технология»
изучаются отдельно. Программы составляются для каждого предмета.
Деление классов на группы
Деление классов на группы не производится.
Учебный план для 2-4 классов
Таблица-сетка часов к учебному плану – приложение №1,2.
Формы промежуточной аттестации обучающихся
Промежуточная аттестация обучающихся проводится согласно «Положению
о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся».
Промежуточная аттестация во 2-4 классах проводится по четвертям.
Промежуточная аттестация представляет собой тестирования и контрольные
работы,
которые
проводятся
по
итогам
учебного
года.
По кубановедению в 3 классах отметки выставляются по полугодиям.
Текущая аттестация учащихся 4-х классов по курсу ОРКСЭ в течение
учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в
классных журналах.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО
согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования является достижение предметных и
метапредметных результатов освоения АООП НОО, необходимых для
продолжения образования.
Результаты итоговой оценки освоения адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования используются
для принятия решения о переводе обучающихся для получения основного
общего образования.
Кадровое и методическое обеспечение соответствует требованиям учебного
плана.
23

Директор МБОУСОШ № 10

Г.М.Прилюбченко
Приложение № 1

Утверждено
решением педагогического совета
протокол № 1 от 30.08 2023 г.
директор МБОУСОШ № 10
________________ Г.М.Прилюбченко

Учебный план
МБОУСОШ № 10 п. Ерик
для учащихся 2 класса, имеющих задержку психического развития,
реализующего федеральный государственный образовательный
стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
Предметные области
Обязательная часть
Русский язык и литературное
чтение

Учебные
предметы
I

II

III

IV

5

5

5

5

4

4

4

4

-

2

2

2

Математика

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

Русский язык
Литературное чтение

Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание (Окружающий
мир)
Основы религиозных культур
и светской этики
Искусство

Количество часов в
неделю

Классы

Английский язык

Основы религиозных
культур и светской этики
Музыка

1
1

1

1

1

1

1

1

1

Технология

Изобразительное
искусство
Технология

1

1

1

1

Физическая культура
Итого

Физическая культура
при 5-дневной неделе

2
20

3
23

2
22

3
23

1

0

1

0

Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений

при 5-дневной неделе
Кубановедение
24

Максимально допустимая
аудиторная недельная нагрузка
СанПиН2.4.2.2821-10

при 5-дневной неделе

21

23

23

23

Составила: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
______Н.В.Ботвинникова 2-82-71
Приложение № 2

Утверждено
решением педагогического совета
протокол № 1 от 30.08 2023 г.
директор МБОУСОШ № 10
________________ Г.М.Прилюбченко

Учебный план
МБОУСОШ № 10 п. Ерик
для учащихся 3 класса, имеющих задержку психического развития,
реализующего федеральный государственный образовательный
стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
Предметные области
Обязательная часть
Русский язык и литературное
чтение

Учебные
предметы
I

II

III

IV

5

5

5

5

4

3

3

3

-

2

2

2

Математика

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

Русский язык
Литературное чтение

Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание (Окружающий
мир)
Основы религиозных культур
и светской этики
Искусство

Количество часов в
неделю

Классы

Английский язык

Основы религиозных
культур и светской этики
Музыка

Технология

Изобразительное
искусство
Технология

Физическая культура
Итого

Физическая культура
при 5-дневной неделе

25

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2
20

3
23

2
22

3
23

Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений
Максимально допустимая
аудиторная недельная нагрузка
СанПиН2.4.2.2821-10

при 5-дневной неделе
Кубановедение

1

1

1

0

при 5-дневной неделе

21

23

23

23

Составила: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
______Н.В.Ботвинникова 2-82-71
Приложение № 3

Утверждено
решением педагогического совета
протокол № 1 от 30.08 2023 г.
директор МБОУСОШ № 10
________________ Г.М.Прилюбченко

Учебный план
МБОУСОШ № 10 п. Ерик
для учащихся 4 класса, имеющих задержку психического развития,
реализующего федеральный государственный образовательный
стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
Предметные области
Обязательная часть
Русский язык и литературное
чтение

Учебные
предметы
I

II

III

IV

5

5

5

5

4

3

3

3

-

2

2

2

Математика

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

Русский язык
Литературное чтение

Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание (Окружающий
мир)
Основы религиозных культур
и светской этики
Искусство

Количество часов в
неделю

Классы

Английский язык

Основы религиозных
культур и светской этики
Музыка

1
1

1

1

1

1

1

1

1

Технология

Изобразительное
искусство
Технология

1

1

1

1

Физическая культура
Итого

Физическая культура
при 5-дневной неделе

2
20

3
23

2
22

3
23

26

Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений
Максимально допустимая
аудиторная недельная нагрузка
СанПиН2.4.2.2821-10

при 5-дневной неделе
Кубановедение

1

1

1

0

при 5-дневной неделе

21

23

23

23

Составила: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
______Н.В.Ботвинникова 2-82-71

3.2.Учебный план внеурочной деятельности
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №10 п. Ерик для учащихся 2-4
классов, имеющих задержку психического развития, реализующий
федеральный государственный образовательный стандарт для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального
общего образования на 2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. План внеурочной деятельности обеспечивает введение в действие и
реализацию требований федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и определяет общий и максимальный объем
нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру
направлений и форм внеурочной деятельности.
2.Федеральные и региональные нормативные документы, используемые
при составлении плана внеурочной деятельности:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ;
- СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189;
- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ»,
утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

27

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ от 6.10.2009 №373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г.
№1598.
- Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденная приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022г.
3. Формы организации внеурочной деятельности:
В учреждении используется оптимизационная модель организации
внеурочной деятельности: внеурочную деятельность реализуют учителя
начальных классов. Координирующая роль принадлежит классному
руководителю.
Внеурочная деятельность в учреждении организуется по 5 направлениям:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное.
Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей
процесс освоения содержания АООП НОО, является коррекционноразвивающая область. Содержание коррекционно-развивающей области
представлено коррекционно-развивающими занятиями.
В 2-4 классах по АООП (вариант 7.1) в коррекционно-развивающей
области
выделены
часы
следующих
коррекционных
курсов:
 коррекционно-развивающие логопедические занятия «Звуки, буквы и
слова»- 1 час с целью диагностики, коррекции и развития всех сторон речи
(фонетико-фонематической,
лексико-грамматической,
синтаксической),
связной речи.

Коррекционно-развивающие
занятия
с
психологом
«Развитие
познавательных способностей» – 1 час с целью коррекции основных
психологических функций, преодоление или ослабление проблем в
психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений
 Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку - 1 час с целью
коррекции пробелов общего развития, восполнения возникающих пробелов в
знаниях по учебному предмету, пропедевтики изучения сложных разделов
учебной
программы;
 Коррекционно-развивающие занятия по математике «Развитие
математических представлений» - 1 часа с целью коррекции пробелов общего
развития, восполнения возникающих пробелов в знаниях по учебному
предмету, пропедевтики изучения сложных разделов учебной программы.

Коррекционно-развивающие занятия «Ритмика» - 1 час с целью
коррекции
недостатков
двигательной,
эмоционально-волевой,
познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой
28

моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья,
формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых
занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется
МБОУСОШ №10 самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной
программы
реабилитации
инвалида.
3. Формат реализации курсов внеурочной деятельности
Формат реализации курсов внеурочной деятельности – еженедельно.
Продолжительность одного занятия внеурочной деятельности в 1 полугодии
1-го класса 35 минут, во 2 полугодии 1 –го класса – 40 минут. Со второго
класса и в последующих годах обучения продолжительность занятий -40
минут. МБОУСОШ №10 оставляет за собой возможность организовать
занятия крупными блоками – «интенсивами» (походы, экспедиции, экскурсии
и т.д.), часть часов внеурочной деятельности может быть использована в
период каникул для организации тематических лагерных смен.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в индивидуальной и
групповой форме, в течение учебного дня и во внеурочное время. На
индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые
занятия – до 40 минут.
При организации внеурочной деятельности обучающихся в МБОУСОШ №10
используются возможности своего учреждения.
5.Таблица-сетка часов к плану внеурочной деятельности – приложение
№1,2.
Директор МБОУСОШ № 10

Г.М.Прилюбченко

29

Приложение № 1
Утверждено
решением педагогического совета
протокол № 1 от 30.08.2023 г.
директор МБОУСОШ № 10
_____________ Г.М.Прилюбченко
Учебный план внеурочной деятельности
МБОУСОШ № 10 п. Ерик для учащихся 2а класса,
имеющих задержку психического развития, реализующий федеральный государственный
образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
начального общего образования на 2023-2024 учебный год
Внеурочная
деятельность (включая
коррекционноразвивающую область):

Факультатив, кружок,
общественно-полезная
практика

«Разговоры о важном»
Дополнительное
изучение учебных
предметов
Формирование
функциональной
грамотности

«Разговоры о важном»
Кубановедение

Профориентационная
работа
Развитие личности и
самореализация
обучающихся
Коррекционноразвивающая область

1
класс

Количество часов в
неделю
2
3
класс
класс

4
класс

1
0

1
1

1
0

1
1

Читательская грамотность
«Звуки, буквы и слова»
Математическая грамотность

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Разговор о профессиях

0,5

0,5

0,5

0,5

Основы финансовой
грамотности «Мои финансы»
Самбо

0,5

0,5

0,5

0,5

0

0

1

1

Театральная деятельность
«Юные артисты»
Коррекционно-развивающее
занятие: «Развитие
познавательных
способностей»
Коррекционно-развивающее
занятие:
« Звуки, буквы и слова»
Коррекционно-развивающее
занятие: «Развитие
математических
представлений»
Коррекционно-развивающее
занятие: «Коррекционные
занятия по русскому
языку»

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

10

Коррекционно-развивающее
занятие: «Ритмика»
Итого

5

Составила: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
__________Н.В.Ботвинникова 2-82-71

30

1
10

Приложение №2
Учебный план внеурочной деятельности
МБОУСОШ № 10 п. Ерик для учащихся 3а, 3б класса,
имеющих задержку психического развития, реализующий федеральный
государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья начального общего образования на 2023-2024 учебный год
Факультатив, кружок,
Количество часов в
Внеурочная
деятельность (включая
общественно-полезная
неделю
коррекционнопрактика
1
2
3
4
развивающую область):
класс
класс
класс
класс
«Разговоры о важном»
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
Дополнительное
Кубановедение
0
0
0
1
изучение учебных
предметов
Формирование
Читательская грамотность
0,5
0,5
0,5
0,5
функциональной
Математическая
0,5
0,5
0,5
0,5
грамотности
грамотность
Профориентационная
Разговор о профессиях
0,5
0,5
0,5
0,5
работа
Основы финансовой
0,5
0,5
0,5
0,5
грамотности
Развитие личности и
Самбо
1
1
1
1
самореализация
Театральная деятельность
1
1
1
0
обучающихся
КоррекционноКоррекционно1
1
1
развивающая область
развивающее занятие:
«Развитие познавательных
способностей»
Коррекционно1
1
1
развивающее занятие:
« Звуки, буквы и слова»
Коррекционно1
1
1
развивающее занятие:
«Развитие математических
представлений»
Коррекционно1
1
1
развивающее занятие:
«Коррекционные
занятия по русскому
языку»
Коррекционно1
1
1
развивающее занятие:
«Ритмика»
Итого
5
10
10
10
Составила: заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________Н.В.Ботвинникова

31

Приложение № 3
Утверждено
решением педагогического совета
протокол № 1 от 30.08.2023 г.
директор МБОУСОШ № 10
______________ Г.М.Прилюбченко
Учебный план внеурочной деятельности
МБОУСОШ № 10 п. Ерик для учащихся 4а,4б класса,
имеющих задержку психического развития, реализующий федеральный
государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья начального общего образования на 2023-2024 учебный год
Факультатив, кружок,
Количество часов в
Внеурочная
деятельность (включая
общественно-полезная
неделю
коррекционнопрактика
1
2
3
4
развивающую область):
класс
класс
класс
класс
«Разговоры о важном»
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
Дополнительное
Кубановедение
0
0
0
1
изучение учебных
предметов
Формирование
Читательская грамотность
0,5
0,5
0,5
0,5
функциональной
Математическая
0,5
0,5
0,5
0,5
грамотности
грамотность
Профориентационная
Разговор о профессиях
0,5
0,5
0,5
0,5
работа
Основы финансовой
0,5
0,5
0,5
0,5
грамотности
Развитие личности и
Самбо
1
1
1
1
самореализация
Театральная деятельность
1
1
1
0
обучающихся
КоррекционноКоррекционно1
1
1
развивающая область
развивающее занятие:
«Развитие познавательных
способностей»
Коррекционно1
1
1
развивающее занятие:
« Звуки, буквы и слова»
Коррекционно1
1
1
развивающее занятие:
«Развитие математических
представлений»
Коррекционно1
1
1
развивающее занятие:
«Коррекционные
занятия по русскому
языку»
Коррекционно1
1
1
развивающее занятие:
«Ритмика»
Итого
5
10
10
10
Составила: заместитель директора по учебно-воспитательной работе __________Н.В.Ботвинникова

32

3.3.Система условий реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
Требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР
определяются ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и представляют собой систему
требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным
условиям реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР и достижения
планируемых результатов этой категорией обучающихся.
Интегративным результатом реализации указанных требований
является создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной
среды для обучающихся с ЗПР, построенной с учетом их особых
образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество
образования, его доступность, открытость и привлекательность для
обучающихся, их родителей (законных представителей), духовнонравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление
физического, психического и социального здоровья обучающихся.
3.2.1.Кадровые условия реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР
В штат специалистов, реализующей АООП НОО обучающихся с ЗПР
входят: учителя начальных классов, учителя - предметники, социальный
педагог, педагоги-психологи, логопед.
Педагоги, которые реализуют предметные области АООП НОО
обучающихся с ОВЗ, имеют высшее профессиональное образование.
Для этих категорий специалистов обязательным требованием является
прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения
квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденные
дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о
повышении квалификации установленного образца.
В системе образования
созданы условия для комплексного
взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающие возможность
восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной
методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам
реализации АООП НОО, использования инновационного опыта других
образовательных организаций, проведения комплексных мониторинговых
исследований результатов образовательного процесса и эффективности
инноваций.
Система обучения педагогических кадров в школе включает
в себя четыре взаимодополняющих этапа:

33

1 этап – изучение теории: новых тенденций развития образования, новых
педагогических технологий, форм и методов организации образовательного
процесса;
2 этап - отработка теоретических вопросов, первичная апробация в
педагогической практике тех или иных инноваций;
3 этап - апробация моделей, форм и методов обучения, демонстрация
практических умений в использовании современных педтехнологий, в
организации образовательного процесса;
4 этап - обобщение опыта, анализ проблем и достигнутых результатов.
Изучение теоретических основ современного инновационного процесса
осуществляется через систему:
- педагогических советов, где рассматриваются фундаментальные
методологические вопросы модернизации российского образования;
- методических семинаров, где осуществляется практическая отработка
теоретических вопросов.
- заседаний предметных методических объединений, где на заседаниях
рассматриваются частные методические вопросы различных образовательных
областей;
- заседаний научно-методического совета, где идет системное
информирование, обучение руководителей методических объединений.
Отработка теоретических вопросов осуществляется:
- на открытых уроках;
- при индивидуальных и групповых занятиях;
- на заседаниях творческих групп.
Апробация моделей, форм и методов обучения, демонстрация
практических умений в использовании современных педагогических
технологий осуществляется через систему:
- открытых уроков в рамках предметно-методических недель;
- открытых общешкольных и внеклассных мероприятий;
- мастер-классов, проводимых специалистами высокого уровня;
- мероприятий по обобщению опыта.
Научно - методическая служба школы осуществляет системное
руководство инновационной деятельностью коллектива.
В целях обеспечения выбора направлений методической работы
ежегодно
научно-методической
службой
школы
осуществляется
прогнозирование потребностей педагогов в методическом обеспечении
образовательного процесса на новый учебный год, посредством проведения
мониторинга педагогических затруднений. По итогам составляются: план
работы научно - методической службы, уточняется перспективный план
повышения квалификации учителей, перспективный план аттестации
работников школы, а также подбор или коррекция тем по самообразованию,
тем инновационной и исследовательской работы на новый учебный год.

34

Научно-методическая деятельность реализуется
через тематические и
проблемные педсоветы, где всесторонне обсуждаются проблемы обучения и
воспитания учащихся в школе.
Одной из форм повышения квалификации является так же и курсовая
переподготовка учителей.
Росту научно-методической компетентности учителей способствует система
повышения квалификации, предусматривающая организацию курсов по
различным направлениям на базе института повышения квалификации
работников образования. Шесть педагогов школы уже прошли курсы
повышения квалификации по работе с учащимися с ОВЗ.
В 2023 - 2024 учебном году будет продолжена работа по повышению
квалификации учителей через систему курсов повышения квалификации,
профессиональной
переподготовки
и
других
форм
повышения
квалификации для работы с детьми с ОВЗ.
3.2.2. Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение начального общего образования
обучающихся с ЗПР отвечает
не только общим, но и их особым
образовательным потребностям.
В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения
процесса образования
отражена специфика требований к: организации
пространства, в котором обучается ребёнок с ЗПР; организации временного
режима обучения; техническим средствам обучения обучающихся с ЗПР;
учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным
инструментам обучения, отвечающим особым образовательным потребностям
обучающихся с ЗПР и позволяющих реализовывать выбранный вариант
программы
Требования к организации пространства
В МБОУСОШ №10 существуют специально оборудованные помещения
для проведения занятий с медицинским работником, социальным педагогом и
другими специалистами, отвечающие задачам программы коррекционной
работы и задачам психолого-педагогического сопровождения обучающегося с
ЗПР.
Для обучающихся с задержкой психического развития создано
доступное пространство, которое позволит воспринимать максимальное
количество сведений через аудио-визуализированные источники, а именно
удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них
наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах
безопасности, распорядке /режиме функционирования учреждения,
расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д..
Организация рабочего пространства обучающегося с задержкой
психического развития в классе предполагает выбор парты и партнера. При
35

реализации АООП НОО необходимо обеспечение обучающемуся с ЗПР
возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется в 2-х этажном
здании. Занятия проводятся в учебных кабинетах, библиотеке. Имеется
кабинет для работы социального педагога, библиотека, столовая на 60
посадочных мест, спортивный зал, спортивная площадка.
Таким образом, в целом
материально-техническое оснащение
позволяет создать условия для реализации концепции инклюзивного
образования. Школа имеет санитарно -эпидемиологическое заключение на
право ведения образовательной деятельности. В течение учебного года
постоянно уделяется внимание улучшению материально - технической базы,
охраны здоровья, обеспечению санитарно-гигиенического режима работы с
детьми с ОВЗ.
В школе имеется 5 учебных кабинетов для обучающихся 1-4 классов,
спортивный зал, спортивный стадион, столовая, но нет помещения для занятий
естественно-научной
деятельностью,
моделированием,
техническим
творчеством, иностранными языками, помещения для занятий хореографией
и изобразительным искусством. Учебные кабинеты оснащены
ТСО,
компьютерными и информационно-коммуникационными средствами. К
локальной сети Интернет подключены все кабинеты.
Библиотека школы укомплектована в достаточной мере художественной и
справочной литературой для разных возрастов обучающихся. Имеется четыре
компьютер с выходом в интернет.
Обучающиеся начальной школы
обеспечены учебниками и учебными пособиями
в соответствии с
реализуемым федеральным компонентом государственного образовательного
стандарта.
В школе имеются условия для успешных занятий обучающихся спортом,
т.к. это способствует пропаганде здорового образа жизни. Спортивный зал для
обучающихся находится на первом этаже, его площадь составляет 181 кв.м.
В основном есть необходимый спортивный инвентарь, но его недостаточно
для занятий гимнастикой, поэтому необходима корректировка данного
раздела программы и приобретение недостающего оборудования (при
наличии финансирования). На территории школы находится спортивная
площадка, которая оборудована беговой дорожкой, волейбольной площадкой,
полосой препятствий, сектором для прыжков.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».