Положение об организации обучения лиц с ОВЗ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МБОУСОШ № 10
(протокол от 30.08.2022 № 1)

УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУСОШ №10
________Г.М. Прилюбченко
30.08.2022 №
ПОЛОЖЕНИЕ

об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует организацию обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья в МБОУСОШ №10
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями нормативных
документов:











Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
приказом Минпросвещения от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования»;










распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об
утверждении примерного положения о психолого-педагогическом
консилиуме образовательной организации»;
постановлением главного государственного санитарного врача России
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»;
постановлением главного государственного санитарного врача России
от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
письмом Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
уставом и локальными актами МБОУСОШ №10.

1.3. Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями

здоровья в МБОУСОШ №10 (далее – Положение) разработано с целью
обеспечения права на получение образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в МБОУСОШ №10 (далее – Школа).
1.4. С целью реализации права на получение образования обучающимися с ОВЗ
и создания специальных условий обучения, воспитания, развития,
социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ и осуществления психологопедагогического
сопровождения в
образовательной
организации
функционирует психолого-педагогический консилиум.
1.5. Понятия, используемые в Положении:
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию указанных лиц.
Ребенок-инвалид – лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты.
Психолого-педагогический
консилиум
(далее
– ППк)
– форма
взаимодействия руководящих и педагогических работников Школы. ППк
осуществляет деятельность в целях создания оптимальных условий для

обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ и
осуществления психолого-педагогического сопровождения.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ –
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в
себя использование специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов специальных технических средств коллективного и
индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),
оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
школы, а также иные условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ.
2. Прием на обучение лиц с ОВЗ
2.1. Прием лиц с ОВЗ на обучение по основным общеобразовательным
программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится
на общедоступной основе, за исключением случаев индивидуального отбора
при приеме для получения основного общего и среднего общего образования с
углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного
обучения.
2.2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
2.3. Поступающие с ОВЗ, достигшие возраста 18 лет, принимаются на обучение
по адаптированной образовательной программе только с согласия самих
поступающих.
3. Особенности организации обучения лиц с ОВЗ
3.1. В соответствии с рекомендациями ПМПК содержание образования и
условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов
также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
3.2. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно
с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
3.3. Наполняемость классов (групп) с детьми с ОВЗ не должна превышать
максимальных пределов, установленных пунктом 3.4.14 СП 2.4.3648-20.
3.4. Урочная деятельность для учащихся с ОВЗ проводится исключительно по
пятидневной учебной неделе и только в первую смену. Внеурочную
деятельность для детей с ОВЗ допускается проводить в субботу.
3.5. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и
составляющих суммарно 10 часов в неделю на одного обучающегося, из
которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия
коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей учащихся и
их физиологических потребностей.

3.6. Для получения без дискриминации качественного образования
обучающимися с ОВЗ создаются:
 необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе
специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для
этих лиц языков, методов и способов общения;
 условия,
в максимальной степени способствующие получению
образования определенного уровня и определенной направленности, а
также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством
организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья.
3.7. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с
участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы.
3.8. Родители детей с ОВЗ или совершеннолетние обучающиеся с ОВЗ вправе
выбирать любую из трех форм обучения в школе: очную, очно-заочную и
заочную.
3.9. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ, в том числе
адаптированные, могут быть реализованы с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий, в форме сетевого
взаимодействия, на дому и в медицинских организациях по медицинским
показаниям и т. д.
3.10. Образовательная организация реализует образовательные программы, в
том
числе
адаптированные,
в
соответствии
с
Порядком,
утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115.
3.11. Образовательная организация предусматривает для обучающихся с ОВЗ
особые формы промежуточной аттестации в соответствии с локальным актом о
текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУСОШ №10. Система
оценки результатов освоения АООП базируется на приоритете динамики
индивидуальных достижений обучающегося с ОВЗ.
3.12. Образовательная организация устанавливает режим обучения и учебную
нагрузку для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
3.13. Классы и группы комплектуются в соответствии с требованиями Порядка,
утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115, СП 2.4.364820, а также на основании рекомендаций ПМПК и коллегиального заключения
психолого-педагогического консилиума МБОУСОШ №10.
3.14. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий может осуществляться при реализации образовательных программ
в любой форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при
сочетании различных форм обучения осуществляется в соответствии с

законодательством Российской Федерации и локальными нормативными
актами МБОУСОШ №10.
3.15. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ
с задержкой психического развития и различными формами умственной
отсталости.
3.16. При расположении парт (столов) в классах, используемых при
организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов, следует
учитывать особенности физического развития обучающихся. Допускается
использование многофункциональной (трансформируемой) мебели. Мебель для
лиц с ОВЗ и инвалидов должна быть приспособлена к особенностям их
психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию
здоровья.
4. Порядок предоставления обучающимся с ОВЗ специальных условий
получения образования
4.1. Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и
инвалидами включают:
 использование специальных образовательных программ и методов
обучения и воспитания;
 предоставление
специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования;
 предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь;
 проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
 обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность;
 другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
4.2. Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и
инвалидами предоставляются на основании следующих документов:
 заключения ПМПК с рекомендациями по созданию специальных
условий для получения образования;
 копии
ИПРА ребенка-инвалида и справки об установлении
инвалидности,
выдаваемых
федеральными
государственными
учреждениями МСЭК, с приложением заключения ПМПК;
 согласия
родителей (законных представителей) на психологопедагогическое сопровождение обучающегося.
4.3. ППк Школы осуществляет анализ заключения ПМПК и планирует
мероприятия по обеспечению специальных условий образования. Специалисты
ППк обеспечивают следующие действия:
 оценивают ресурсы Школы по предоставлению специальных условий
образования;

планируют содержание адаптированной основной общеобразовательной
программы в части программы коррекционной работы;
 определяют характер и содержание коррекционной помощи;
 вырабатывают
необходимые
рекомендации
по
обеспечению
специальных условий образования.
4.4. В целях построения индивидуальной образовательной траектории ППк
разрабатывает для обучающихся с ОВЗ индивидуальный образовательный
маршрут (далее – ИОМ) и (или) индивидуальный учебный план (далее – ИУП).
5. Гарантии обучающимся с ОВЗ
5.1. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Для этого родителю (законному представителю) обучающегося с ОВЗ
необходимо подать заявление на имя директора с указанием периода, на
который необходимо предоставить питание, и основания для предоставления
бесплатного питания. К заявлению прикладываются документы в соответствии
с Постановлением администрации муниципального образования Апшеронский
район №781 от 25.12.2020 года.
5.2. Обучающимся с ОВЗ при необходимости предоставляются бесплатно
специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также
услуги тьюторов и ассистентов.
5.3. Родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами при
обучении по образовательным программам не взимается.
5.4. Для обеспечения передвижения инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья по собственной территории и объектам
хозяйствующим субъектом – образовательной организацией проводятся
мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов.
6. Особенности прохождения ГИА обучающимися с ОВЗ
6.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в
соответствии с приказами Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 №
189/1513 и от 07.11.2018 № 190/1512.
6.2. Для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию
проводится как в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), так и в
форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). При этом допускается
сочетание форм проведения ГИА-9 (ОГЭ и ГВЭ). ГВЭ по всем учебным
предметам по желанию указанных лиц проводится в устной форме.
6.3. ГИА-11 для детей с ОВЗ проводится в форме ГВЭ. ГИА по отдельным
учебным предметам по их желанию проводится в форме ЕГЭ. При этом
допускается сочетание форм проведения ГИА (ЕГЭ и ГВЭ).
7. Особенности выдачи документов об образовании обучающимся с ОВЗ
7.1. Обучающимся с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее
образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию,
выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем
общем образовании).


7.2. Обучающимся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не
имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по
адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается
свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом
Минобрнауки от 14.10.2013 № 1145.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».