Положение о библиотеке СОШ 10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10

Принято
педагогическим советом
протокол №1 от 30. 08. 2022 г.

Утверждаю
Директор МБОУСОШ №10
Г.М. Прилюбченко

Положение о библиотеке
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы №10
п. Ерик Апшеронского района
1. Общие положения
Настоящее Положение о библиотеке общеобразовательной
организации (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным
законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – Закон № 273-ФЗ) с изменениями от 2 июля 2021 года, ФЗ от 29.12.94
№ 78-ФЗ «О библиотечном деле» в редакции от 11 июня 2021 года, Законом
Краснодарского края от 16 июля 2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в
Краснодарском крае», Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ
«О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон № 114-ФЗ)
с изменениями от 1 июля 2021 года, Федеральным законом № 436-ФЗ «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее –
Закон № 436-ФЗ) от 29.12.2010 г., ч.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»,
Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, региональных и местных органов,
регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций; в
соответствии с требованиями ФГОС, СанПин 2.4.2.282-10, с учётом мнения
педагогического совета (протокол № 1 от 14.01.2022 г.)
1.2.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на
образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного,
основного общего и среднего профессионального образования в
государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на
1.1.

предприятиях. Основное общее образование обязательно.
Согласно ч. 3 ст. Закона № 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируется
общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами дошкольного, начального
общего, основного общего и среднего общего образования, среднего
профессионального образования.
1.3.
Данное Положение о библиотеке школы обозначает основные
принципы, задачи и функции библиотеки в школе, определяет организацию
деятельности, управление, порядок пользования школьной библиотекой, а
также регламентирует права и обязанности пользователей и работников
библиотеки общеобразовательной организации.
1.4.
Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции
библиотеки общеобразовательной организации, которая способствует
формированию культуры личности учащихся школы и позволяет повысить
эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательной
деятельности.
1.5.
Настоящее Положение является локальным нормативным актом
школы и определяет уровень требований к библиотеке как к структурному
подразделению общеобразовательной организации.
1.6.
Школьная библиотека является структурным подразделением
образовательной организации, участвующим в учебно-воспитательной
деятельности в целях обеспечения права участников образовательной
деятельности на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
1.7.
Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в
соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а
также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим
многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки
базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и
справочными документами учитывается при лицензировании образовательной
организации.
1.8.
В силу п. 20 ч.1 ст. 34 Закона № 273-ФЗ обучающиеся имеют право
на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами,
учебной, производственной, научной базой образовательной организации.
Согласно ст. 35 п.1 Закона № 273-ФЗ школьная библиотека доступна и
бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и других работников
общеобразовательной организации. Удовлетворяет также запросы родителей на
литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
1.9.
Цели школьной библиотеки – формирование общей культуры
личности обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных
программ; адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного
выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и

свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье,
формирование здорового образа жизни.
1.10.
Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации,
решениями соответствующего органа управления образованием и Уставом
общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки

Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
2.2.
В соответствии с Законом № 114-ФЗ в школьной библиотеке
запрещено распространение печатных, аудио-аудиовизуальных и иных
материалов, содержащих признаки, предусмотренные ч.1 ст.1 Закона №114-ФЗ,
а также предназначенных для распространения либо публичного
демонстрирования документы либо информация на иных носителях,
призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо
обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой
деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской
рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления,
изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных
преступными в соответствии с приговором Международного военного
трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских
стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения
руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами,
организациями или движениями, публикации, обосновывающие или
оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений,
направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической,
социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
2.3.
Кроме того, к материалам, запрещенным к распространению,
относятся материалы, предусмотренные ст. 13 Закона №114-ФЗ:
- официальные материалы запрещённых экстремистских организаций;
- материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и
человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой
статьи настоящего Федерального закона;
- любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона
2.4.
В целях выполнения профилактических мер, направленных на
противодействие экстремизму, ответственным за сверку основного и учебного
2.1.

фонда библиотеки МБОУ СОШ № 10 с Федеральным списком экстремистских
материалов, назначается педагог-библиотекарь.
2.5.
Педагог-библиотекарь проводит ежеквартально, а также при каждом
новом поступлении материалов в фонд библиотеки сверку с Федеральным
списком экстремистских материалов, фиксирует факт сверки в Журнале сверки,
а также составляет акты сверки.
2.6.
Педагог-библиотекарь обеспечивает в библиотеке наличие в
свободном доступе для сотрудников школы обновляемый ежемесячно
Федеральный список экстремистских материалов, утвержденный федеральным
органом исполнительной власти.
2.7.
Требованиями ст. 5 Закона № 436-ФЗ установлены виды
информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей.
В соответствии с Законом № 436-ФЗ , Федеральным законом от 29.07.2013
№ 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»»
педагог-библиотекарь выявляет (исключает) из открытого доступа отдела
обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку
информационной продукции 16+, 18+.
2.8.
Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их предоставления
определяются Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и
Правилами пользования библиотекой, утверждёнными руководителем
общеобразовательного учреждения.
2.9.
Общеобразовательное учреждение несет ответственность за
доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания
библиотеки.
2.10.
Организация обслуживания участников образовательной
деятельности производится в соответствии с правилами охраны труда и техники
безопасности, противопожарными и санитарно-гигиеническими требованиями
и нормами.
Задачи библиотеки
Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и
самообразования учащихся и педагогов общеобразовательной организации.
3.2.
Обеспечение участникам образовательной деятельности –
обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) учащихся –
доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов на различных
носителях:
• бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
• цифровом (СD-диски);
• коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3.
Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.4.
Формирование в школьной среде мировоззрения и
3.
3.1.

духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения,
основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к
межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу. В пределах своей
компетентности осуществление профилактических, в том числе
воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение
экстремистской деятельности. Распространение среди читателей библиотеки
информационных материалов, содействующих повышению уровня
толерантного сознания школьников.
3.5.
Формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
3.6.
Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.
3.7.
Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время
получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
3.8.
Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию.
Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1.
Осуществляет основные функции библиотеки – образовательную,
информационную, культурную. Распространение знаний и другой информации,
формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру
учащихся, участие в образовательном процессе.
4.2.
Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов
общеобразовательной организации:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях
информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы,
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
утвержденный Федеральным органом исполнительной власти;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет,
базами и банками данных других учреждений и организаций;
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3.
Создает информационную продукцию:
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат:
каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую
картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы
данных по профилю общеобразовательной организации;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия
(списки, обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции.
4.

Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
• обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях
на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
• способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного
пользователя и потребителя информации, содействует интеграции
комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие
общей и читательской культуры личности, содействует развитию
критического мышления.
4.5.
Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• содействует профессиональной компетенции, повышению
квалификации, созданию условий для их самообразования и
профессионального образования;
• организует доступ к педагогической информации на любых
носителях.
4.6.
Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых
поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения,
знакомит с информацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4.7.
Осуществляет ведение необходимой документации по учету
библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с
установленным порядком.
4.8.
Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных,
групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических
обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров,
викторин и др.).
4.9.
Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и
благоприятные условия для обслуживания читателей.
4.10.
Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
4.4.

удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного
фонда.
4.11.
Систематически информирует читателей о деятельности школьной
библиотеки.
4.12.
Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию
в его работе.
4.13.
Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности
библиотечного фонда.
4.14.
Организует работу по сохранности библиотечного фонда
общеобразовательной организации.
Организация деятельности библиотеки
Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на
основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии
с Федеральными государственными образовательными стандартами, учебным и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
5.2.
Контроль за фондом библиотеки (материалы экстремистского
характера), электронными документами, интернет-ресурсами, доступ к которым
возможен с компьютеров, установленных в библиотеке, осуществляет
педагог-библиотекарь.
5.3.
Осуществление систематического информирования читателей о
деятельности библиотеки, в том числе через школьный сайт. Ссылка на
Федеральный список экстремистских материалов размещена на школьном сайте
в разделе Школьная Библиотека (Сайт Министерства юстиции РФ
https://minjust.gov.ru/ru/extremist-materials/).
5.4.
Согласно ст. 13 Закона №78-ФЗ библиотеки имеют
преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по
федеральным государственным программам книгоиздания, и первоочередное
приобретение документов ликвидируемых библиотек.
5.5.
Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых
средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой
снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из
бюджета. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются
на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку
профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
5.6.
В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях
информатизации образования и в пределах средств, выделяемых учредителями,
общеобразовательное учреждение обеспечивает библиотеку:
- гарантированным финансированием комплектования
библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится
отдельно);
- необходимыми служебными и производственными помещениями в
соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике
безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности,
5.
5.1.

запылённости помещения, коррозионно-активных примесей или
электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиНов;
- современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и
копировально-множительной техникой и необходимыми программными
продуктами;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
5.7.
Общеобразовательная организация создает условия для сохранности
аппаратуры, оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.8.
Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с
федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание
необходимых условий для деятельности библиотеки несёт директор школы в
соответствии с Уставом общеобразовательного учреждения.
5.9.
Режим работы библиотеки определяется директором
общеобразовательного учреждения в соответствии с правилами внутреннего
распорядка. При определении режима работы библиотеки предусматривается
выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение
внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
•
не менее одного раза в месяц – методического дня.
Управление и штаты
Управление библиотекой осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
Уставом общеобразовательного учреждения
6.2.
Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические
документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несёт
ответственность за все стороны деятельности библиотеки, в первую очередь, за
комплектование и сохранность её фонда, а также за создание комфортной
информационной среды для читателей.
6.3.
Руководство библиотекой осуществляет педагог-библиотекарь,
который несёт ответственность в пределах своей компетенции перед
директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными
представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки
в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом
общеобразовательной организации.
6.4.
Педагог-библиотекарь назначается директором
общеобразовательной организации, является членом педагогического
коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
6.
6.1.

Методическое сопровождение деятельности библиотеки
обеспечивает методист по учебным фондам и школьным библиотекам
управления образования, учреждения системы подготовки и повышения
квалификации регионального информационного центра.
6.6.
Педагог-библиотекарь разрабатывает и представляет директору
общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:
- положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
- планово-отчётную документацию;
- технологическую документацию.
Годовой план работы библиотеки является частью общего годового плана
общеобразовательной организации.
6.7.
Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного
учреждения регламентируется его уставом.
6.8.
На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие
необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям
квалификационной характеристики по должности и полученной специальности,
подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации.
6.9.
График работы школьной библиотеки устанавливается
в соответствии с расписанием работы общеобразовательной организации. Два
часа рабочего дня выделяется на выполнение внутрибиблиотечной работы.
Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день.
6.10.
Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и
надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с
действующими нормативными правовыми документами с учётом объемов и
сложности работ.
6.11.
Согласно ст. 26 Закона № 78-ФЗ трудовые отношения работников
библиотек регулируются законодательством Российской Федерации о труде и
закрепляются трудовым договором, условия которого не должны противоречить
трудовому законодательству Российской Федерации.
6.12.
Педагог-библиотекарь подлежит периодической аттестации,
порядок которой устанавливается уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6.13.
Педагог-библиотекарь должен строго соблюдать настоящее
Положение, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в
помещении библиотеки и в общеобразовательной организации.
6.5.

Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
Педагог-библиотекарь имеет право:
• самостоятельно выбирать формы, средства и методы
библиотечно-информационного обслуживания образовательной и
воспитательной деятельности в соответствии с целями и задачами,
указанными в настоящем Положении и Уставе образовательного
учреждения;
• проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки
и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной

7.
7.1.

культуры;
• определять источники комплектования информационных ресурсов;
• изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
• определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утверждёнными директором школы, и по согласованию с родительским
комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесённого
пользователями библиотеки;
• взыскивать в соответствии с действующим законодательством
компенсацию ущерба, нанесённого пользователями библиотеки; за
несовершеннолетних пользователей ответственность несут законные
представители;
• вносить предложения директору школы по совершенствованию
оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников
библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных
обязанностей работников библиотеки; по компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная
пыль, превышение норматива работы на компьютере и пр.);
• участвовать в управлении общеобразовательной организацией в
порядке, определяемом Уставом;
• иметь ежегодный отпуск 56 календарных дней и дополнительный
оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между
работниками и руководством общеобразовательного учреждения или
иными локальными нормативными актами;
• на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих
нормативных актах Правительства РФ;
• быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и
культуры;
• участвовать в соответствии с законодательством Российской
Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2.
Педагог-библиотекарь обязан:
• обеспечить пользователям возможность работы с
информационными ресурсами библиотеки;
• информировать пользователей о видах предоставляемых
библиотекой услуг;
• формировать фонды в соответствии с утверждёнными
федеральными перечнями учебных изданий, образовательными
программами общеобразовательной организации, интересами,
потребностями и запросами всех категорий пользователей;
• ежеквартально проводить сверку имеющихся в фондах библиотеки
документов с Федеральным списком экстремистских материалов,
изымать их из оборота библиотеки, вести Журнал сверок фонда
библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов;
• совершенствовать информационно-библиографическое и

библиотечное обслуживание пользователей;
• обеспечивать сохранность использования носителей информации,
их систематизацию, размещение и хранение;
• обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой школы;
• вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном
порядке перед директором общеобразовательной организации;
• повышать квалификацию.
7.3.
Педагог-библиотекарь несет ответственность:
• за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых
законодательством РФ о труде, Правилами внутреннего трудового
распорядка в школе, трудовым договором.
• за выполнение функций, предусмотренных настоящим
Положением.
• за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством Российской Федерации.
Права и обязанности пользователей библиотеки
Пользователи школьной библиотеки имеют право:
• получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы
услугах;
• пользоваться справочно-библиографическим аппаратом
библиотеки;
• получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
• получать во временное пользование на абонементе и в читальном
зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
• продлевать срок пользования документами и литературой;
• участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
• обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору
школы.
8.2.
Пользователи школьной библиотеки обязаны:
• соблюдать правила пользования библиотекой;
• бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не
загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным
документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
• согласно статьям 1064,1073,1074 Гражданского кодекса Российской
Федерации, вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а
также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит
возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред. В случае, когда
у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда,
вред должен быть возмещён полностью или в недостающей части его

8.
8.1.

родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что
вред возник не по их вине. За вред, причинённый несовершеннолетним, не
достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители
(усыновители) или опекуны, если они не докажут, что вред возник не по
их вине;
• поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе
библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
• пользоваться ценными и справочными документами и литературой
только в помещении библиотеки школы;
• убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при
обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки.
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет
последний пользователь;
• расписываться в читательском формуляре за каждую полученную
книгу (исключение: обучающиеся 1- 4 классов);
• возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
• заменять документы библиотеки в случае их утраты им
равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
• полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока
обучения или работы в общеобразовательном учреждении.
8.3.






8.4.





8.5.




Порядок пользования библиотекой:
Запись обучающихся и педагогических работников школы в
библиотеку производится в индивидуальном порядке, а родителей
(иных законных представителей) обучающихся – по паспорту.
Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
Документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр.
Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки.
Порядок пользования абонементом:
Пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий
не более двух документов одновременно.
Максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия – учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература –
1 месяц;
- периодические издания, издания повышенного спроса – 15 дней.
Пользователи могут продлить срок пользования документами, если
на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.
Порядок пользования читальным залом:
Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не
выдаются.
Энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в

единственном экземпляре документы выдаются только для работы в
читальном зале.
8.6.







Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке.
Работа участников образовательной деятельности на компьютере в
библиотеке производится в присутствии педагога - библиотекаря.
Разрешается работа за одним персональным компьютером не более
двух человек одновременно.
По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь
может обращаться к педагогу - библиотекарю.
Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим
оплату и к ресурсам, указанным в Федеральном списке
экстремистской литературы.
Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки
производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим
требованиям, а также правилам охраны труда и пожарной
безопасности.

Заключительные положения
Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора
общеобразовательной организации.
9.2.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
9.3.
Положение о библиотеке общеобразовательной организации
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п. 9.1. настоящего Положения.
9.4.
После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу
9.
9.1.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».