ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБОУСОШ № 10
(протокол от 30.08.2024 № 1)
СОГЛАСОВАНО
Советом родителей
(законных
представителей)
МБОУСОШ № 10
(протокол от 29.08.2024
№ 1)
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУСОШ №10
_________ Г.М. Прилюбченко
Приказ № 160/2/01-15
30 августа 2024 года
ПОЛОЖЕНИЕ
о реализации профориентационного минимума
в МБОУСОШ №10
1. Общие положения
1.1. Профориентационный минимум - это единый универсальный
минимальный набор профориентационных практик и инструментов для
проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся во
всех субъектах РФ.
1.2. Профориентационный минимум предназначен для построения
профориентационной работы в общеобразовательных организациях на
единой методической основе, включающей единый универсальный набор
профориентационных практик и инструментов и мероприятий, отражающих
особенности региона и общеобразовательной организации.
1.3. Настоящее Положение о реализации профориентационного минимума в
МБОУСОШ №10 (далее - Положение, Школа) разработано в соответствии с
нормативными документами и методическими материалами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании в
Российской Федерации” (ред. от 01.03.2020) (п.2 ст.42; п. З ст.66; п.1 ст. 75);
• Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328
п.1 от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года”;
Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования":
• Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 29.12.2014 N 1645,
от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613, Минпросвещения РФ от
24.09.2020 N 519, от 11.12.2020 N 712, от 12.08.2022 N 732)
• Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370, 371, 372 "Об
утверждении единой федеральной воспитательной программы основного
общего образования»;
• Программой курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 29 сентября 2022 г. № 7/22);
• Примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности
«Профориентация»
(Одобрена
решением
федерального
учебнометодического объединения по общему образованию, протокол 5/22 от
25.08.2022 г.);
• Письмом Минпросвещения России от 20.03.2023 №05-848 «О направлении
информации»
(Методические
рекомендации
по
реализации
профориентационного минимума в общеобразовательных организациях РФ).
1.4. Настоящее Положение направлено на формирование системы
профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов и предназначено
для обеспечения ее функционирования и дальнейшего развития. Положение
включает в себя описание комплекса мер по формированию готовности к
профессиональному самоопределению обучающихся с учетом их
индивидуальных особенностей, а также с учетом запросов экономики в
кадрах, специфики рынка труда.
1.5. Настоящее Положение регулирует деятельность всех категорий
управленческих и педагогических работников, принимающих участие в
реализации профориентационного минимума в МБОУСОШ №10
2. Цели и задачи реализации профориентационного минимума
2.1. Цель реализации профориентационного минимума — выстраивание
системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в
образовательной, воспитательной и иных видах деятельности обучающихся.
2.2. Задачи:
• развитие нормативно-правового обеспечения
деятельности в образовательной организации;
профориентационной
• разработка информационно-методических материалов, обеспечивающих
реализацию профориентационной работы с учетом возможностей
образовательной организации и социальных партнеров;
• определение особенностей реализации профориентационной работы в
различных организационных видах деятельности обучающихся: урочной,
внеурочной, воспитательной, внешкольной;
• систематизация и описание возможных моделей профессиональной
ориентации обучающихся;
• включение в профориентационную работу профессиональных
образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний
работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;
• включение в профориентационную работу профилактической деятельности,
направленной на поддержку обучающихся «группы риска»: обучающихся с
прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
3. Направления и содержание профориентационного минимума
3.1. Профориентационный минимум реализовывается по следующим
направлениям:
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, которая включает: профориентационное
содержание уроков по предметам, входящим в обязательную часть учебного
плана,
где
рассматривается
значимость учебного
предмета
в
профессиональной деятельности; а также дополнительных предметов и
курсов части учебного плана, формируемых участниками образовательных
отношений, что отражается в содержании рабочих программ по предметам.
Для реализации профориентационного содержания в ходе проведения
урочных занятий используются цифровые электронные образовательные
ресурсы, а также выполнение проектов профориентационной направленности
(в рамках проектной деятельности учебного плана).
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, которая включает: профориентационную
диагностику (диагностику склонностей, диагностику готовности к
профессиональному самоопределению); профориентационные уроки;
проектную деятельность; реализацию профориентационных программ,
консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные
пробы в онлайн-формате и другие в соответствии с рабочей программой
курса внеурочной деятельности.
Наряду с использованием Примерной рабочей программы курса внеурочной
деятельности «Билет в будущее» и Примерной рабочей программой курса
внеурочной деятельности «Профориентация», разработанной Институтом
стратегии развития образования РАО, учитель вправе разработать
профориентационный курс с учетом специфики класса, в т.ч. с учетом
профиля обучения на уровне среднего общего образования и с учетом
регионального компонента.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА, которая включает: экскурсии на
производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных
организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки
«Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб,
выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных
организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей,
встречи с представителями разных профессий и др., а также конкурсы
профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского
движения детей и молодежи, Юнармии и др.)
Содержание направления «Воспитательная работа» отражается в Рабочей
программе воспитания в составе основных образовательных программ
основного
общего
и
среднего
общего
образования
(модуль
«Профориентация», Календарный план воспитательной работы. План работы
классного руководителя).
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, которое включает в себя выбор и
посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом
склонностей
и
образовательных
потребностей
обучающихся.
Профориентационное
содержание
отражается
в
дополнительной
общеобразовательной программе.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
С
РОДИТЕЛЯМИ
(ЗАКОННЫМИ
В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями)
проводится информационное сопровождение родителей обучающихся,
проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по
электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе
профессионального
самоопределения
ребенка,
а
также
участие
родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий
(модуль «Работа с родителями» в Рабочей программе воспитания).
ПРОФИЛЬНЫЕ
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
КЛАССЫ.
Образовательная организация прописывает данное направление с учетом
социального запроса, кадровых и материальных возможностей, а также
перспектив получения профессионального образования обучающимися; в
общеобразовательной организации открываются профильные. Порядок
приема в профильные классы, содержание и организация профильного
обучения регламентируются локальными актами ОО.
3.2. Уровни реализации профориентационного минимума:
• Базовый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 40 часов в
год);
• Основной уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 60 часов);
• Продвинутый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 80
часов).
В МБОУСОШ №10 базовый уровень реализации и содержания
профориентационной работы в рамках программ основного общего
образования и среднего общего образования.
Уровень /Направления
Урочная деятельность (предметные
уроки )
Внеурочная деятельность
Воспитательная работа (модуль «Профориентация»,
классные часы)
Дополнительное образование
Взаимодействие с родителями
Базовый уровень
(40 часов)
1
34
2
1
2
4. Организационные основы реализации профориентационного
минимума
4.1.
Для
реализации
профориентационного
минимума
в
общеобразовательной организации создается рабочая группа, в состав
которой могут входить руководители и заместители руководителя
общеобразовательной
организации,
педагогические
работники,
обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся и др.).
4.2. Рабочая группа представляет предложения по реализации
профориентационного минимума в общеобразовательной организации с
учетом уровня и содержания профориентационной деятельности.