Приложение №1 к приказу №162/1/01-15 от 30.08.2024 Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Труд (технология)» (далее соответственно программа по труду (технологии), труд (технология)) на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Основной целью программы по труду (технологии) является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско-технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, необходимых для разумной организации собственной жизни воспитание ориентации на будущую трудовую деятельность, выбор профессии в процессе практического знакомства с историей ремесел и технологий. Программа по труду (технологии) направлена на решение системы задач: формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека; становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях; формирование основ чертежно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема); формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений; развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений; расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности; развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мыслительных операций в ходе выполнения практических заданий; развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности; воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире; воспитание понимания социального значения разных профессий, важности ответственного отношения каждого за результаты труда; воспитание готовности участия в трудовых делах школьного коллектива; развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации; становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы; воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей. Содержание программы по труду (технологии) включает характеристику основных структурных единиц (модулей), которые являются общими для каждого года обучения: технологии, профессии и производства; технологии ручной обработки материалов: работы с бумагой и картоном, с пластичными материалами, с природным материалом, с текстильными материалами и другими доступными материалами (например, пластик, поролон, фольга, солома); конструирование и моделирование: работа с конструктором (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации), конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов, робототехника (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации); ИКТ (с учётом возможностей материально-технической базы образовательной организации). В процессе освоения программы по труду (технологии) обучающиеся овладевают основами проектной деятельности, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и использовать информацию. В программе по труду (технологии) осуществляется реализация межпредметных связей с учебными предметами: «Математика» (моделирование, выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами), «Изобразительное искусство» (использование средств художественной выразительности, законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна), «Окружающий мир» (природные формы и конструкции как универсальный источник инженернохудожественных идей для мастера; природа как источник сырья, этнокультурные традиции), «Родной язык» (использование важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности), «Литературное чтение» (работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии). Общее число часов, отведенных на изучение предмета «Труд (технология)» – 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Технологии, профессии и производства. Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера – условия создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, поддержание порядка во время работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов. Мир профессий. Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания. Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи. Технологии ручной обработки материалов. Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов. Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий. Общее представление об основных технологических операциях ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) и изготовление изделий с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и другое. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и другое). Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и другие), их правильное, рациональное и безопасное использование. Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другое). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка «на глаз», отделение части (стекой, отрыванием), придание формы. Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и другое. Резание бумаги ножницами. Правила безопасного использования ножниц. Виды природных материалов (плоские – листья и объёмные – орехи, шишки, семена, ветки). Приёмы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина). Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка. Использование дополнительных отделочных материалов. Конструирование и моделирование. Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и другое) и способы их создания. Общее представление о конструкции изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции. Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку. Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости от требуемого результата (замысла). ИКТ. Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Информация. Виды информации. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) Изучение предмета «Труд (технология)» в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: и ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую); анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции; сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их устройстве. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией часть познавательных универсальных учебных действий: воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе; понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней. У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативных универсальных учебных действий: умения общаться как часть участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем). У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: и принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу; действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном построении простого плана действий; понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ; организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы; выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям. Совместная деятельность способствует формированию умений: проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества; принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество. 2 КЛАСС Технологии, профессии и производства. Рукотворный мир – результат труда человека. Элементарные представления об основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство использования, эстетическая выразительность. Средства художественной выразительности (композиция, цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учётом данного принципа. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Изготовление изделий из различных материалов с соблюдением этапов технологического процесса. Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование их технологических процессов. Мир профессий. Мастера и их профессии, правила мастера. Культурные традиции. Техника на службе человека. Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты. Технологии ручной обработки материалов. Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни. Исследование и сравнение элементарных физических, механических и технологических свойств различных материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам. Знание и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки (угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого картона и плотных видов бумаги и другое), сборка изделия (сшивание). Подвижное соединение деталей изделия. Использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от вида и назначения изделия. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, схема. Чертёжные инструменты – линейка, угольник, циркуль. Их функциональное назначение, конструкция. Приёмы безопасной работы колющими инструментами (циркуль). Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений. Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание и складывание тонкого картона и плотных видов бумаги – биговка. Подвижное соединение деталей на проволоку, толстую нитку. Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения (полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине). Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные свойства. Строчка прямого стежка и её варианты (перевивы, наборы) и (или) строчка косого стежка и её варианты (крестик, стебельчатая, ёлочка). Лекало. Разметка с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей, отделка деталей, сшивание деталей). Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины и другие). Конструирование и моделирование. Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования симметричных форм. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие. ИКТ Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях. Поиск информации. Интернет как источник информации. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Изучение предмета труда (технологии) во 2 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: и ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного); выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией, устной или письменной; выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учётом указанных критериев; строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в практической работе; воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической) задачи; осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной форме. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: получать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в работе; понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертёж, эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть коммуникативных универсальных учебных действий: выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять ответы других обучающихся, высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого; делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе учителя, о выполненной работе, созданном изделии. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: и понимать и принимать учебную задачу; организовывать свою деятельность; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану; прогнозировать планировать работу; необходимые действия для получения практического результата, выполнять действия контроля и оценки; воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться учитывать их в работе. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления изделий, осуществлять взаимопомощь; выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу, договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно относиться к чужому мнению. 3 КЛАСС Технологии, профессии и производства. Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях. Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства. Современные производства и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым на уроках труда (технологии). Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы, размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее представление). Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения природных законов – жёсткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник как устойчивая геометрическая форма и другие). Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов и идей для технологий будущего. Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых группах, осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение социальных ролей (руководитель (лидер) и подчинённый). Технологии ручной обработки материалов. Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов. Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах изделий, сравнительный анализ технологий при использовании того или иного материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и другие). Выбор материалов по их декоративнохудожественным и технологическим свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило и другие), знание приёмов их рационального и безопасного использования. Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка. Изготовление объёмных изделий из развёрток. Преобразование развёрток несложных форм. Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый, тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развёртки изделия. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Решение задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертёж, эскиз. Выполнение измерений, расчётов, несложных построений. Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение отверстий шилом. Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого стежка (крестик, стебельчатая и другие) и (или) петельной строчки для соединения деталей изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя-четырьмя отверстиями). Изготовление швейных изделий из нескольких деталей. Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов в одном изделии. Конструирование и моделирование. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе наборов «Конструктор» по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным). Способы подвижного и неподвижного соединения деталей набора «Конструктор», их использование в изделиях, жёсткость и устойчивость конструкции. Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций (отдельных узлов, соединений) с учётом дополнительных условий (требований). Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение задач на мысленную трансформацию трёхмерной конструкции в развёртку (и наоборот). ИКТ. Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и другие. Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, Интернет, видео, DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или другим. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Изучение труда (технологии) в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: и ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного); осуществлять анализ несущественных признаков; предложенных образцов с выделением существенных и выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной, а также графически представленной в схеме, таблице; определять способы доработки конструкций с учётом предложенных условий; классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки); читать и воспроизводить простой чертёж (эскиз) развёртки изделия; восстанавливать нарушенную последовательность выполнения изделия. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов; на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя. У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативных универсальных учебных действий: умения общения как часть строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и способах создания; описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства; формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов и способов выполнения задания. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для её решения; прогнозировать необходимые действия для получения практического результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей, действовать по плану; выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочёты по результатам работы, устанавливать их причины и искать способы устранения; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: выбирать себе партнёров по совместной деятельности не только по симпатии, но и по деловым качествам; справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему решению, отвечать за общий результат работы; выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие; осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы. 4 КЛАСС Технологии, профессии и производства. Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки в развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях. Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластик, стеклоткань, пенопласт и другие). Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики и другие). Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду, способы её защиты. Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров. Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление изделий с учётом традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание, шитьё, вышивка и другое). Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических решений). Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе содержания материала, изучаемого в течение учебного года. Использование комбинированных техник создания конструкций по заданным условиям в выполнении учебных проектов. Технологии ручной обработки материалов. Синтетические материалы – ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства. Создание синтетических материалов с заданными свойствами. Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач. Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения в соответствии с дополнительными (изменёнными) требованиями к изделию. Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных способов разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных материалов в одном изделии. Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью чертёжных инструментов. Освоение доступных художественных техник. Технология обработки текстильных материалов. Обобщённое представление о видах тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей использования. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Подбор текстильных материалов в соответствии с замыслом, особенностями конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым лекалам (выкройкам), собственным несложным. Строчка петельного стежка и её варианты («тамбур» и другие), её назначение (соединение и отделка деталей) и (или) строчки петлеобразного и крестообразного стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий. Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен. Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий их обработки в сравнении с освоенными материалами. Комбинированное использование разных материалов. Конструирование и моделирование. Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и другие). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе конструктора, по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных творческих и коллективных проектных работ. Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота. Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота. Составление алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация робота. ИКТ. Работа с доступной информацией в Интернете и на цифровых носителях информации. Электронные и медиаресурсы в художественно-конструкторской, проектной, предметной преобразующей деятельности. Работа с готовыми цифровыми материалами. Поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ, использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое. Создание презентаций в программе PowerPoint или другой. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии): правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда; применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем; действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия материала при разметке); определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе; определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий; ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия; выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, «на глаз», «от руки», выделение деталей способами обрывания, вырезания и другое, сборку изделий с помощью клея, ниток и другое; оформлять изделия строчкой прямого стежка; понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»; выполнять задания с опорой на готовый план; обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиены труда; рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения, способы изготовления; распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и другие); называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими; различать материалы и инструменты по их назначению; называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей «на глаз», «от руки», по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и прочее, собирать изделия с помощью клея, пластических масс и другое, эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка; использовать для сушки плоских изделий пресс; с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон; различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий; понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку; осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя; выполнять несложные коллективные работы проектного характера; называть профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами, их социальное значение. К концу обучения во 2 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии): понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта, «чертёж», «эскиз», «линии чертежа», «развёртка», «макет», «модель», «технология», «технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической деятельности; выполнять задания по самостоятельно составленному плану; распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства; выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности; самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место; анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту; самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и другие); читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии); выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с помощью циркуля; выполнять биговку; выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней; оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками; понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета), соотносить объёмную конструкцию с изображениями её развёртки; отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой развёртки; определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами; конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу; решать несложные конструкторско-технологические задачи; применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности; делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения; выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество; понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания. К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии): понимать смысл понятий «искусственный материал»; «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило», выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного); узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла; называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие); читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль); узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая); безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом; выполнять рицовку; выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками; решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной задачей; понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций, использовать их при решении простейших конструкторских задач; конструировать и моделировать изделия из разных материалов и конструктора по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям; изменять конструкцию изделия по заданным условиям; выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции; называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения обучающихся); понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации; выполнять основные правила безопасной работы на компьютере; использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий; выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений. К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по труду (технологии): формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах; на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса; самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий замысел, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда; выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов (например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками; выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать простейшие виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу; решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия; на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественно-конструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией; создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца); работать с доступной информацией, работать в программах Word, PowerPoint; решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно представлять продукт проектной деятельности; осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе. Приложение №2 к приказу №162/1/01-15 от 30.08.2024 «Труд (технология)» УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Изучение труда (технологии) в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: и ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного); анализировать конструкции предложенных образцов изделий; конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием общепринятых условных обозначений и по заданным условиям; выстраивать последовательность практических действий и технологических операций, подбирать материал и инструменты, выполнять экономную разметку, сборку, отделку изделия; решать простые задачи на преобразование конструкции; выполнять работу в соответствии с инструкцией, устной или письменной; соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия в действии, вносить необходимые дополнения и изменения; классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ сборки); выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов (изделий) с учётом указанных критериев; анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь различными источниками, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей; на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных способов работы; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями; осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих и проектных работ; использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и другое; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач, в том числе Интернет под руководством учителя. У обучающегося будут сформированы следующие коммуникативных универсальных учебных действий: умения общения как часть соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению; описывать факты из истории развития ремёсел на Руси и в России, высказывать своё отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов Российской Федерации; создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций при работе с разными материалами; осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль в жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации и оформления праздников. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели учебнопознавательной деятельности; планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью и выполнять её в соответствии с планом; на основе анализа причинно-следственных связей между действиями и их результатами прогнозировать практические «шаги» для получения необходимого результата; выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки, процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, выполнять функции руководителя или подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь; проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения; в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение других обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться к разной оценке своих достижений. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров; осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное отношение к сохранению окружающей среды; понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов; проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры; проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической преобразующей деятельности; проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами; готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения, проявление толерантности и доброжелательности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: и ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях; осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия; делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике; использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей; понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей; анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративноприкладного искусства народов России; строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания; объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: и рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов; выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество; проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь; понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности. Приложение №3 к приказу №162/1/01-15 от 30.08.2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН начального общего образования для 1-3 классов, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2021г. (ФГОС НОО-2021) на 2024 – 2025 учебный год Апшеронский муниципальный район, Краснодарский край 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ №10 (далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатывать индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МБОУСОШ №10. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана №1 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Министерства просвещения от 18.05.2023г. №372. Вариант №1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, без изучения языков народов России (5-дневная учебная неделя) Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2-4 классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре-декабре уроки длятся по 35 минут, в январе-мае – по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в тчение дня: Для 1-х классов – не более 4 уроков в день и один день в неделю – пять уроков 2-4-х классов – не более 5 уроков Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МБОУСОШ №10 выделено: В 1-х классах – 21 час в неделю 2-4-х классах – 23 часа в неделю. Общее количество учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом образовательных для изучения учебных предметов. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. «Русский язык и литературное чтение» «Иностранный язык» «Математика и информатика» «Обществознание и естествознание («Окружающий мир»)». «Основы религиозных культур и светской этики» «Искусство» «Труд (технология)» «Физическая культура» В школе языком образования является русский язык. В соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик РФ осуществляется по заявлению родителей. В МБОУСОШ №10 изучение предметов «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» не осуществляется, т.к. нет заявлений родителей на изучение данных предметов. Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представлена учебным предметом «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках данного предмета по выбору родителей (законных представителей) обучающихся изучается один из шести модулей: «Основы православной культуры». Оценивание по данному предмету проводится без бального оценивания знаний обучающихся. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на модуль «Самбо». Как дополнение к предмету «Физическая культура». Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет МБОУСОШ №10. Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МБОУСОШ №10. Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023г. №372, и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУСОШ №10» В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная с 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка. К оторая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости оценок за тематические проверочные работы. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Русский язык Класс Формы промежуточной аттестации 2-4 Литературное чтение 2-4 Иностранный язык (английский) Математика 2-4 Окружающий мир 2-4 Основы религиозных культур и светской 4 Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Оценивание по данному предмету проводится без бального оценивания знаний обучающихся. 2-4 этики Изобразительное искусство Музыка 2-4 Труд (технология) 2-4 Физическая культура 2-4 2-4 Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Учебный план МБОУСОШ № 10 п. Ерик для 1-3х классов, реализующих ФОП начального общего образования на 2024-2025 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего I II III IV класс класс класс класс Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык Иностранный язык 0 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики 0 0 0 1 1 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Труд (Технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 11 20 22 22 23 87 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного предмета, курса, модуля 1 по выбору: 1 1 0 3 Самбо 1 1 0 3 1 Всего в неделю 1 1 1 0 3 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 (при 5-дневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 23 23 23 90 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего учебных часов на учебный период 693 782 782 782 3039 Приложение №1 к приказу №162/1/01-15 от 30.08.2024 ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 10 на 2024-2025 учебный год Календарный учебный график составлен как приложение к учебному плану МБОУСОШ № 10 в 2024-2025 учебном году для реализации основных общеобразовательных программ начального общего образования, в соответствии с: Трудовым кодексом Российской Федерации; с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; ФГОС НОО, ФГОС ООО, , утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372. ФГОС НОО, утвержденным приказом Минобнауки от 06.10.2009 № 373; ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372. Уставом МБУСОШ № 10; Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУСОШ № 10; 1. Дата начала и окончания учебного года: начало учебного года – 2 сентября 2024 года окончание учебного года – 26 мая 2025 года 2. Периоды образовательной деятельности 2.1. Продолжительность учебного года: • 1 классы – 33 учебные недели • 2–4-е классы — 34 учебных недели (166 учебных дней); I классы − 35 минут (сентябрь-октябрь 3 урока, ноябрь-декабрь 4 урока); − 40 минут (январь-май 4 урока, 1 день 5 уроков включая физическую культуру). 2.2 Продолжительность учебных периодов, сроки и продолжительность каникул Учебный период I четверть II четверть IIIчетверть IVчетверть Итого Сроки учебных периодов 02.09.-25.10 05.11.-27.12 09.01.-21.03 31.03.-26.05 Количество учебных недель Канику-лы 8 нед. 8 нед. 11 нед. 7 нед. 34 недели Осенние Зимние Весенние Сроки каникул Коли-чество дней занятия 26.10-04.11 28.12-08.01 22.03-30.03 Летние 9 11 9 29 дней 98 Дополнительные каникулы для 1-х классов 15.02-23.02.2025 года Летние каникулы: - 1-4 классы –27 мая 2025 года - 31 августа 2025 года 3. Режим работы образовательной организации Период учебной деятельности 2–4-е классы Учебная неделя (дней) 5 Урок (минут) 40 Перерыв (минут) Периодичность промежуточной аттестации Выход на 10–20 1 раз в год 4. Режим начала занятий, расписание звонков 1 смена (1а,1б классы) 1 полугодие 2 полугодие 1 урок 8.00 - 8.35 1 урок 8.00 - 8.40 2 урок 8.45 - 9.20 2 урок 8.50 - 9.30 Динамическая пауза 9.40-10.20 Динамическая пауза 9.50-10.30 3 урок 10.20-11.55 3 урок 10.30 - 11.10 05.11.24 09.01.25 31.03.25 4 урок 11.05-11.40 4 урок 11.20 - 12.00 5 урок 12.10 - 12.50 Перерыв между обязательными и факультативными, групповыми, обязательными и индивидуальными групповыми коррекционными занятиями не менее 45 мин. 1смена 2а, 3а, 4в 1 урок 8.00 - 8.40 2 урок 8.50 - 9.30 3 урок 9.50 – 10.30 4 урок 10.50 - 11.30 5 урок 11.50 - 12.30 6 урок 12.40 – 13.20 2 смена 2б, 2в, 3б, 3в, 4а, 4б 1 урок - 13.40 – 14.20 2 урок – 14.40 – 15.20 3 урок - 15.40 – 16.20 4 урок - 16.40 – 17.20 5 урок - 17.30 – 18.10 6 урок - 18.20 – 19.00 5. Максимально допустимая нагрузка обучающихся: Классы 6 дневная учебная неделя 1 кл. 2-4 кл. 6. Сроки проведения промежуточной аттестации. 5 дневная учебная неделя 21 23 Промежуточная аттестация обучающихся 2-4 классов проводится в соответствии с локальным актом общеобразовательной организации, с 14.04.2025 по 14.05.2025, без прекращения образовательной деятельности, в форме годового оценивания по учебным предметам (учебным курсам, учебным модулям) учебного плана. Приложение №1 к приказу №162/1/01-15 от 30.08.2024 КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ уровень начального общего образования Дела, события, мероприятия Классы Ориентирово Ответственные чное время проведения ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ Модуль «Школьный урок» Оформление стендов (предметно-эстетическая сентябрь, в 1-4 учителя, кл. среда, наглядная агитация школьных стендов течение года руководители предметной направленности) Игровые формы учебной деятельности 1-4 в течение года учителя, кл. руководители Интерактивные формы учебной деятельности 1-4 в течение года учителя, кл. руководители Содержание уроков (по плану учителя) 1-4 в течение года учителя, кл. руководители Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (урок 1-4 02.09 учителя, кл. подготовки руководители детей к действиям в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций) Классные часы и Уроки мужества, 1-4 03.09 учителя, кл. посвященные Дню солидарности в борьбе с руководители терроризмом Уроки мужества, посвященные Дню 1-4 03.09 учителя, кл. окончания Второй мировой войны руководители Международный день распространения грамотности (информационная минутка на уроке русского языка) Классные часы и Уроки мужества, посвященные Международному Дню памяти жертв фашизма Классные часы, посвященные Дню зарождения российской государственности 1-4 06-09.09 учителя, кл. руководители 1-4 10.09 учителя, кл. руководители 1-4 21.09 Классные часы, посвященные Всемирному Дню туризма 1-4 27.09 Классные часы, посвященные Дню воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной республики, Запорожской области и Херсонской области с 1-4 30.09 учителя, кл. руководители учителя, кл. руководители учителя, кл. руководители Российской Федерацией Классные часы, посвященные Дню пожилого человека, Международному Дню музыки 1-4 01.10 Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (приуроченный ко Дню гражданской обороны Российской Федерации) День защиты животных 1-4 04.10 1-4 04.10 День математика 1-4 02.12 Интерактивные уроки родного русского языка к Международному дню родного языка Всемирный день иммунитета (минутка информации на уроках биологии) Всероссийский открытый урок «ОБЖ» (День пожарной охраны) День славянской письменности и культуры 1-4 21.02 1-4 01.03 учителя, кл. руководители 1-4 30.04 учителя, кл. руководители 2-4 24.05 Предметные недели (по графику) 1-4 в течение года учителя, кл. руководители учителя, кл. руководители учителя, кл. руководители День государственного флага Российской 1-4 22.08 Федерации Модуль «Классное руководство» каждый Поднятие флага. Гимн. «Разговор о важном» 1-4 понедельник, 1 уроком в течение года Проведение классных часов, участие в 1-4 Днях единых действий Проведение инструктажей с обучающимся 1-4 в течение года по ТБ, ПДД, ППБ Изучение классного коллектива 1-4 в течение года Ведение портфолио с обучающимися класса 1-4 в течение года Классные коллективные творческие дела 1-4 в течение года Реализация 1-4 по расписанию, в течение года 1 раз в четверть программы внеурочной деятельности с классом Экскурсии, поездки с классом 1-4 учителя, кл. руководители учителя, кл. руководители учителя, кл. руководители учителя, кл. руководители учителя, кл. руководители классные руководители классные руководители классные руководители классные руководители классные руководители классные руководители классные руководители Классный руко водитель, роди тельский комитет Консультации с учителями-предметниками 1-4 по запросу классные (соблюдение единых требований в руководители, воспитании, предупреждение и учителяразрешение конфликтов) предметники Модуль «Работа с родителями или их законными представителями» 1 раз в заместитель Заседание Совета родителей 1-4 четверть директора по УВР, Советники по воспитательной работе, кл. руководители 1 раз в Классные родительские собрания 1-4 кл.руководители четверть Индивидуальные беседы с родителями 1-4 по запросу кл.руководители, «группы риска», соц.педагог неуспевающими Консультации с психологом Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование» Реализация внеурочной деятельности 1-4 в течение года руководители согласно учебного плана Центра «Точка роста», педагоги дополнительного образования, советники по воспитательной работе Запись в объединения дополнительного 1-4 01 – 16.09 педагоги образования дополнительного образования, кл. руководители Вступление обучающихся в объединение РДШ 3-4 10.09 советники по (первичное воспитательной отделение) работе Организация и проведение Всероссийских 1-4 в течение года советники по акций РДШ воспитательной в формате «Дней единых действий» работе Спортивные соревнования по пионерболу 3-4 октябрь учителя физкультуры, кл. руководители Спортивные соревнования «Папа, мама, я – 1 ноябрь учителя спортивная физкультуры, кл. семья» среди 1-х классов руководители педагог Шахматный турнир 3-4 ноябрь дополнительного образования курса «Шахматы», кл. руководители Соревнования среди 4-х классов «Веселые 4 декабрь учителя старты» физкультуры, кл. Соревнования по волейболу, баскетболу, минифутболу 1-4 март зкультуры, Соревнования среди 3-х классов «Веселые старты – Встречаем весну!» 3 март Спортивные соревнования по пионерболу 4 апрель Соревнования среди 2-х классов «Веселые старты» 2 май 1-4 05-07.05 Легкоатлетическая эстафета в честь Дня Победы руководители учителя Модуль «Ключевые школьные дела» Праздник «Посвящение в первоклассники» 1 16.10 Праздник «День учителя» 1-4 04.10 День отца 1-4 20.10 (третье воскресенье октября) Международный день школьных библиотек 1-4 25.10 Участие в мероприятиях, посвященных Дню народного единства (флешмобы онлайн, акция «Окна России», «Испеки пирог», «Флаги России» Праздник «День матери» 1-4 01-06.11 1-4 25-30.11 День Государственного герба Российской Федерации 1-4 30.11 фи пе дагог дополнительного образования по карате учителя физкультуры, кл. руководители учителя физкультуры, кл. руководители учителя физкультуры, кл. руководители учителя физкультуры, кл. руководители заместитель директора по ВР, кл. руководители заместитель директора по ВР, советники по воспитательной работе, кл. руководители заместитель директора по ВР, советники по воспитательной работе, кл. руководители Педагогбиблиотекарь, советники по воспитательной работе, кл. руководители Советники по воспитательной работе, кл.руководители заместитель директора по ВР, кл. руководители кл. руководители Участие в акции «Каждой птичке – по кормушке» День неизвестного солдата, Международный день инвалидов 1-4 07-11.11 1-4 03.12 Битва за Москву в период ВОВ 1941-1945 г.г. Международный день добровольцев 1-4 05.12 День Героев Отечества 1-4 09.12 День Конституции Российской Федерации 1-4 12.12 День спасателя Российской Федерации 1-4 27.12 Участие в новогодних мероприятиях (квест, хороводы, спектакли) 1-4 21-25.12 Рождество Христово Международный день без интернета День Российской науки 1-4 1-4 1-4 06-07.01 26.01 08.02 3 18.02 1-4 10-17.03 Участие в спортивно-игровой программе «Есть такая профессия Родину защищать» Марафон «Неделя психологии в образовании» кл. руководители заместитель директора по ВР, советники по воспитательной работе, кл. руководители заместитель директора по ВР, советники по воспитательной работе, кл. руководители заместитель директора по ВР, советники по воспитательной работе, кл. руководители заместитель директора по ВР, советники по воспитательной работе, кл. руководители заместитель директора по ВР, советники по воспитательной работе, кл. руководители заместитель директора по ВР, советники по воспитательной работе, кл. руководители кл. руководители кл. руководители заместитель директора по ВР, советники по воспитательной работе, кл. руководители заместитель дире ктора по руководители заместитель дире Концерт, посвященный Международному женскому дню 8 Марта 1-4 05.03 День воссоединения Крыма с Россией 1-4 18.03 Всемирный день поэзии 1-4 21.03 Час Земли 1-4 25.03 Школьный фестиваль детского творчества «Ярмарка талантов» 1-4 26.03 Всемирный день театра 1-4 27.03 Участие в мероприятиях, посвященных Дню Космонавтики Участие в мероприятии детского и юношеского творчества «Весеннее ассорти» 1-4 8-12.04 1-4 24.04 Участие в общепоселковом мероприятии, посвященное празднованию Дня Победы (торжественный марш, строевая подготовка, изготовление открыток для ветеранов Великой Отечественной войны) 5-9 09.05 ктора по психолог, классные руководители заместитель ди ректора по руководители, педагоги заместитель ди ректора по руководители, педагоги заместитель ди ректора по руководители, педагоги заместитель ди ректора по руководители, педагоги заместитель директора по УВР, руководитель ШСК «Лидер», советники по воспитательной работе, кл. руководители, педагоги заместитель ди ректора по руководители, педагоги кл. руководители заместитель дире ктора по дополнительного образования заместитель ди ректора по Праздник «Последний звонок» (участие первоклассников) 1 24.05 заместитель директора по ВР, советники по воспитательной работе, кл. Торжественная линейка, посвященная окончанию 4 начальной школы «Прощай, начальная школа!» 25.05 руководители, педагоги заместитель ректора руководители, педагоги ди по